Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год
РАССТОЯНИЕ ОТ ТОЧКИ ДО ПРЯМОЙ. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ПРЯМЫМИ - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА
Цель деятельности учителя |
Создать условия для введения понятия расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми, для демонстрации применения данных понятий при решении задач |
|||
Термины и понятия |
Параллельные прямые, расстояние от точки до прямой, перпендикуляр, наклонная |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|||
Знают, какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием отточки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми |
Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; понимают и используют математические средства наглядности. Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
|||
Организация пространства |
||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
|||
Образовательные ресурсы |
• Задания для фронтальной работы |
|||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Проверить правильность выполнения домашнего задания |
(Ф/И) Двое учеников по желанию выполняют на доске решение домашних задач. № 266. Дано: ∠O, ОА = OB, АА1 = ВВ1, АА1∩ ВВ1 = С. Доказать: ОС - биссектриса. Доказательство: Рассмотрим ΔОАС и ΔОВС. ОС - общая, ОА = ОВ (по усл.), следовательно, ΔОАС = ΔОВС (по катету В и гипотенузе), тогда ∠1 = ∠2 (по определению равных треугольников), тогда ОС - биссектриса. № 297. Дано: ΔADC, В ∈ AD, ВВ1 - биссектриса, BD = ВС, ∠D = ∠BCD. Доказать: ВВ1 || DC. Доказательство: 2) ∠C и ∠2 - накрест лежащие при ВВ1 и DC и секущей ВС, тогда ВВ1 || DC, что и требовалось доказать |
|||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Ввести понятия расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми |
(Ф/И) 1. Ввести понятие расстояния от точки до прямой. 1) Понятие наклонной - отрезок АВ и BD. 2) Перпендикуляр АС, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой. 3) Длина перпендикуляра, проведенного из точки к прямой, называется расстоянием в от этой точки до прямой. 2. Рассмотреть рисунок 137 из учебника на с. 81. 3. Рассмотреть одно из важнейших свойств параллельных прямых: разобрать доказательство теоремы “Вce точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой” по рис. 138. 4. Ввести понятие расстояния между параллельными прямыми: расстояние от произвольной точки одно прямых до другой прямой называется расстоянием между этими прямыми. 5. Рассмотреть утверждение, обратное доказанной теореме. Оно лежит в основе конструкции рейсмуса, применяемого в столярном деле для разметки прямых, параллельных краю бруска (см. рис. 139 учебника) |
|||
III этап. Закрепление изученного материала |
||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Научить применять полученные знания при решении задач |
(Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачи № 271, 275 на доске и в тетрадях. 2. Решить задачу № 278. 3. Решить задачи № 281, 282 по готовым чертежам (устно) |
№ 271. Дано: АВ ⊥ а, АС - наклонная, АВ + АС = 17 см, АС - АВ = 1 см. Найти: АВ. Решение: Ответ: 8 см. № 275. Дано: ΔАВС, АС = СВ, М ∈ АВ, ME ⊥ АС, МК ⊥ ВС, ME = МК. Доказать: CM ⊥ AB. Доказательство: 1) Рассмотрим ΔВКМ и ΔАЕМ. КМ = ЕМ. (по усл.), ∠B = ∠A (так как ΔАВС - равнобедренный). ΔBKM = ΔАЕМ (по катету и острому углу), тогда ВМ = МА (по определению равных треугольников). 2) Так как М - середина АВ, значит, СМ - медиана равнобедренного треугольника, опущенная на основание, тогда CM ⊥ AB. № 278. Дано: АВ || CD, ∠ADC = 30°, AD = 6 см, ВС ⊥ АВ. Найти: ВС. Решение: 1) Рассмотрим ΔAA1D: ∠A1 = 90°, ∠D = 30°, так как АА1 лежит против угла 30°, то 2) Так как АА1 = ВС, то ВС = 3 см. Ответ: 3 см |
||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
(Ф/И) - Что называется перпендикуляром, наклонной, расстоянием от точки до прямой, расстоянием между параллельными прямыми? -Составьте синквейн к уроку |
(И) Домашнее задание: изучить п. 38; ответить на вопросы 14-18 на с. 89 учебника; решить задачи № 272, 277, 283; принести циркули и линейки |