Алгебра 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. Г. Мордковича - 2016
РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ НЕРАВЕНСТВ - НЕРАВЕНСТВА
Цели деятельности учителя |
Объяснить основные понятия и правила для решения линейных неравенств; научить решать линейные неравенства и отображать множество его решений на координатной прямой |
Типы уроков |
Уроки изучения новых знаний, закрепления и контроля |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать понятия: “числовое неравенство”, “неравенство с переменной”, “решение неравенства с переменной”, “линейное неравенство”, “равносильное неравенство”, “равносильное преобразование неравенства”, “правила для решения неравенств”; уметь решать линейные неравенства и отображать множество его решений на координатной прямой. Личностные: формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные - уметь ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку; коммуникативные - уметь формулировать свои мысли на математическом языке; познавательные - уметь выполнять упражнения по правилу, алгоритму, формулировать правило по многократно повторенному алгоритму |
Основные понятия |
Числовое неравенство, неравенство с переменной, решение неравенства с переменной, линейное неравенство, равносильное неравенство, равносильное преобразование неравенства, правила для решения неравенств, множество решений неравенства на координатной прямой |
Ресурсы |
Учебник, задачник |
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная |
Урок 106. Решение линейных неравенств
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку |
Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока |
Приготовление к уроку, концентрация внимания на необходимых действиях |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Уметь сосредоточиться на решении учебной задачи |
Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Мотивация к учебной деятельности. Цели: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность; развивать умение устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности |
Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность. Задает вопросы, поправляет ответы. Устанавливает тематические рамки |
Фронтальная работа. Ответить на вопросы: - Какие числа могут быть решением неравенства х > 6? - Является ли число -5 решением неравенства 2х < -1? - Какой из интервалов: (-∞; -3) или (-∞; -3] - соответствует неравенству х < -3? - Какое неравенство: х ≥ 2 или х > 2 - соответствует интервалу [2; + ∞)? - Какие из чисел -2, 0, 3, 10 являются решением неравенства 1 - 3х > 0? |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы, дополняют друг друга |
Знать расположение чисел на координатной прямой. Уметь записывать интервалы с помощью координатной прямой |
Коммуникативные: уметь высказывать мысли на заданную тему, оформлять свои высказывания устно. Регулятивные: уметь ориентироваться в основных известных терминах математики |
III. Рассмотрение основных понятий. Цели: обеспечить выполнение учащимися базовых учебных действий; организовать работу по изучению правил для решения неравенств |
Организует общую работу над рассмотрением основных понятий |
Работа с учебником: с. 211-214. Записать в тетради определения: - неравенство; - решение неравенства с переменной; - линейное неравенство; - равносильные неравенства; - преобразования неравенств |
Отвечают на вопросы учителя. Записывают определения в тетради |
Знать рассмотренные определения |
Познавательные: уметь работать по алгоритму и аналогии, использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Коммуникативные: уметь выражать мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
IV. Закрепление основных понятий. Цель: организовать работу для решения неравенств, развития математической интуиции при получении результата |
Руководит работой на уроке, отвечает на вопросы учащихся, следит за правильностью решения неравенств |
Работа с задачником: с. 204. Решить: № 33.4, 33.5, 33.8, 33.9. Ответы записывать интервалом, предварительно изобразив его на координатной прямой |
Решают примеры в тетради и у доски. Рассуждают вслух при решении неравенств |
Уметь решать линейные неравенства и записывать ответ интервалом |
Познавательные: уметь использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Коммуникативные: уметь слушать и высказывать свои суждения, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
V. Рефлексия учебной деятельности. Цели: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует фиксирование изученного материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности |
Ответить на вопросы: - Какие понятия изучили на уроке? - На какую оценку каждый знает эти понятия? - Что было непонятно? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что повторили, узнали, смогли выполнить. Осуществляют самооценку |
Уметь повторять рассмотренные формулы, анализировать собственную учебную деятельность |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
VI. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока |
Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся |
Домашнее задание: Работа с задачником: с. 204. Решить: № 33.6, 33.7 |
Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости |
Уметь выявлять аналогию предметных действий |
Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |
Урок 107. Решение линейных неравенств
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку |
Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока |
Подготовка к уроку, концентрация внимания на необходимых действиях |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Осознавать необходимость дисциплинарного взаимодействия учителя и учащихся |
Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Актуализация опорных знаний. Цели: актуализировать знания, полученные на предыдущем уроке; создать условия для повторения основных понятий |
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности |
1. Проверка домашнего задания. (Домашняя работа проверяется устно.) 2. Фронтальный опрос по правилам решений неравенств |
Отвечают на вопросы. Проговаривают правила, читают по тетради |
Знать правила решения строгих и нестрогих неравенств |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, структурировать знания. Коммуникативные: уметь формулировать известные правила в устной и письменной формах |
III. Рассмотрение основных понятий. Цели: обеспечить выполнение учащимися базовых учебных действий |
Организует общую работу над решением примеров |
Работа с задачником: с. 204-205. Решить в тетради: № 33.10, 33.12, 33.14, 33.16, 33.18, 33.20. Ответы записывать интервалами |
Отвечают на вопросы учителя. Решают задачи устно |
Уметь решать линейные неравенства и записывать ответ интервалом |
Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых формулах, работать по алгоритму и аналогии. Регулятивные: уметь высказывать свое предположение, отстаивать свою точку зрения |
IV. Рефлексия учебной деятельности. Цели: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует фиксирование изученного материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности |
Ответить на вопросы: - Какие понятия изучили на уроке? - На какую оценку каждый знает эти понятия? - Что было непонятно? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что повторили, узнали, смогли выполнить. Осуществляют самооценку |
Уметь повторять рассмотренные формулы, анализировать собственную учебную деятельность |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
V. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока |
Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся |
Работа с задачником: с. 204-205. Решить в тетради задания: № 33.15, 33.17, 33.19. Ответы записать интервалами |
Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости |
Уметь выявлять аналогию предметных действий |
Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |
Урок 108. Решение линейных неравенств
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку |
Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока |
Подготовка к уроку, концентрация внимания на необходимых действиях |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Осознание необходимости дисциплинарного взаимодействия учителя и учащихся |
Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Актуализация опорных знаний. Цели: актуализировать знания, полученные на предыдущем уроке; создать условия для повторения основных понятий |
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности |
1. Проверка домашнего задания. (Домашняя работа проверяется устно.) 2. Повторение правил для решения неравенств |
Отвечают на вопросы. Проговаривают правила, читают по тетради |
Знать алгоритм решения линейных неравенств |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: уметь формулировать известные правила в устной и письменной формах |
III. Мотивация к учебной деятельности. Цели: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность; развивать умение устанавливать тематические рамки |
Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность. Задает вопросы, поправляет ответы. Устанавливает тематические рамки |
Работа с задачником: с. 203. Решить устно: № 33.1, 33.2, 33.3 |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга |
Знать правила для решения неравенств, понятия о решении неравенств |
Коммуникативные: уметь высказывать мысли на заданную тему, оформлять свои высказывания устно |
IV. Рассмотрение основных понятий. Цели: обеспечить выполнение учащимися базовых учебных действий; организовать работу по решению линейных неравенств |
Организует общую работу по решению примеров |
Работа с задачником: с. 205. Решить в тетради: № 33.21, 33.23, 33.24, 33.30 |
Отвечают на вопросы учителя. Решают задачи устно |
Знать правила для решения неравенств. Уметь применять правила и записывать ответ интервалом |
Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых формулах, работать по алгоритму и аналогии. Коммуникативные: уметь выражать мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
V. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока |
Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся |
Домашнее задание: Работа с задачником: с. 205. Решить в тетради: № 33.22, 33.29 |
Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости |
Уметь выявлять аналогию предметных действий |
Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |
Урок 109. Решение линейных неравенств
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку |
Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока |
Подготовка к уроку, концентрация внимания на необходимых действиях |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Осознавать необходимость дисциплинарного взаимодействия учителя и учащихся |
Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Контроль уровня знаний. Цель: закрепить навыки решений примеров по изучаемой теме |
Организует проведение самостоятельной работы |
Самостоятельная работа (задания - см. Приложение к уроку 109) |
Решают самостоятельно на листах |
Знать правила для решения неравенств. Уметь использовать правила и записывать ответ интервалом |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, структурировать знания. Коммуникативные: уметь формулировать известные правила в устной и письменной формах |
III. Рассмотрение основных понятий. Цели: обеспечить выполнение учащимися базовых учебных действий; организовать работу по решению неравенств графическим способом |
Организует общую работу над решением примеров |
Работа с задачником: с. 205. Решить в тетради: № 33.25 |
Отвечают на вопросы учителя. Решают задачи в тетрадях и на доске выборочно |
Уметь отмечать в координатной плоскости решения линейного неравенства |
Познавательные: уметь использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Коммуникативные: уметь выражать мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: осуществлять самоконтроль действий на уроке |
IV. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока |
Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся |
Домашнее задание: Работа с задачником: с. 206. Решить в тетради: № 33.31, 33.32 |
Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости |
Уметь выявлять аналогию предметных действий |
Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |
Приложение к уроку 109
Самостоятельная работа
Вариант 1
Решите неравенство, изобразите множество его решений на координатной прямой, запишите ответ в виде числового промежутка:
В последнем неравенстве указать наибольшее целочисленное значение.
Вариант 2
Решите неравенство, изобразите множество его решений на координатной прямой, запишите ответ в виде числового промежутка:
В последнем неравенстве указать наибольшее целочисленное значение.