КАК РАБОТАЕТ НАШ ОРГАНИЗМ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

КАК РАБОТАЕТ НАШ ОРГАНИЗМ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: дать основные сведения о функционировании опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем, о целостности организма человека; продолжить работу по воспитанию здорового образа жизни.

Планируемые результаты: научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы.

Основные термины: те же, что и на прошлом уроке.

Оборудование: магнитофон и кассета с записью песенки «Точка, точка, запятая...», секундомер.

Ход урока

Визитной карточкой данного урока может быть мелодия песни «Точка, точка, запятая...».

Учитель формулирует учебную задачу урока: продолжить изучение строения тела человека и сосредоточить внимание на работе этих органов, научиться проверять состояние работы своего организма на примере измерения пульса.

В связи с тем что сведения по физиологии дополняют и развивают сведения по анатомии, изученные на предыдущем уроке, данный урок целесообразно строить в виде концентров, каждый из которых посвящён функционированию какой-либо системы организма человека. Каждый из концентров состоит из следующих элементов: доклад ученика о строении изучаемой системы организма человека в соответствии с заданием 6 рабочей тетради, проблемный вопрос, самостоятельное изучение соответствующей информации, закрепление материала с помощью упражнений рабочей тетради, повторение проблемного вопроса и вывод.

В первом концентре изучение опорно-двигательной системы начинается с доклада участника группы, готовившей доклад по дополнительной литературе. Затем учитель задаёт проблемный вопрос: «Почему космонавты, проведшие достаточно долгое время на космическом корабле, с большим трудом выходят из спускаемого аппарата и затем проходят период адаптации к земным условиям?» Для справок. В космическом корабле, достаточно долго находящемся на орбите, космонавты живут в состоянии невесомости. За это время у них из костей вымывается кальций и слабеют мышцы, поэтому, вернувшись на Землю, они могут передвигаться с большим трудом, так как их скелет отвык выдерживать их вес, а мышцы детренировались.

После выслушивания предположений учащихся учитель предлагает самостоятельно ознакомиться с информацией учебника на с. 48 и ответить на вопрос, что нового для себя они узнали о работе опорно-двигательного аппарата. Закрепляется материал при выполнении задания 1 рабочей тетради сначала письменно, затем устно. Далее дети под руководством учителя анализируют фотографии спортсменов, выясняя, какие из мышц сократились, чтобы выполнить движения спортсменов на фотографии. После этого учитель вновь задаёт проблемный вопрос. Делается вывод о функциях опорно-двигательного аппарата.

Во втором концентре схема работы примерно такая же: выслушивается доклад о строении желудочно-кишечного тракта, читается информация на с. 49 учебника; рассматривается схема желудочно-кишечного тракта строения на с. 49 учебника. Затем учитель задаёт проблемный вопрос: «Существует такой афоризм: «Мы состоим из того, что едим». Какой вывод о питании человека можно сделать?» Для справок. Для того чтобы организм мог существовать, его клеткам необходимо правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее нормальную работу всех органов. Человеку необходимо в течение дня получать определённое количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Если каких-то компонентов в пище не хватает или, наоборот, наблюдается их излишек, то начинаются разнообразные «поломки»: истощение или ожирение, авитаминоз или аллергия, слабость, заболевания, выпадение волос, зубов и т. д. Без пищи человек может прожить не более месяца, без воды — три дня».

Ученики закрепляют материал при выполнении задания 2 рабочей тетради, и делается вывод о функционировании пищеварительной системы.

Физкультминутка проводится под музыку визитной карточки.

Изучение дыхательной системы строится так же: выслушивается доклад ученика, задаётся проблемный вопрос: «Почему в горах на большой высоте кружится голова? Почему от этого состояния спасают кислородные аппараты?» Для справок. Кислород — достаточно тяжёлый газ (порядковый номер в таблице Д. И. Менделеева — 16), поэтому на большой высоте его не хватает. В результате у альпинистов начинаются нарушения работы мозга: головокружение, одышка, нарушение зрения и даже галлюцинации. Поэтому на самые высокие вершины (например, на Эверест) поднимаются в кислородных аппаратах во избежание несчастных случаев.

После обсуждения вопроса читается информация на с. 50 учебника, разбирается схема строения дыхательной системы на с. 50. Учитель сообщает, что по традиции артерии, т. е. сосуды, несущие из лёгких кислород по всему организму, закрашиваются на схемах красным цветом, а вены, несущие из всех органов в лёгкие кровь, содержащую углекислый газ, закрашиваются синим цветом. Закрепляется материал при выполнении заданий 3, 4 рабочей тетради.

Затем повторно задаётся проблемный вопрос и делается вывод о функционировании дыхательного аппарата.

Изучение сердечнососудистой системы ведётся по той же схеме. Проблемный вопрос такой: «Почему ранение в сердце чаще всего смертельно для человека?» Для справок. Сердце является насосом, перекачивающим кровь по всему организму. Кровь разносит питательные вещества по артериям к клеткам организма и удаляет по венам продукты распада и вредные вещества. Если в результате ранения сердце остановится, то прекратится обмен веществ и организм умрёт.

Закрепление проводится на материале задания 4, которое из-за нехватки времени лучше выполнить устно.

Завершается урок экспериментальной работой по измерению пульса. Лучше, если дети не сами будут контролировать время, а начнут и закончат подсчёт ударов пульса по команде учителя.

Заканчивается урок ответами на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 51 учебника и чтением вывода.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: выучить теоретический материал на с. 48—51 учебника, выполнить задание рубрики «Подумаем» и задание 5 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье: обсудить с ребёнком вопрос рубрики «Подумаем», потренировать в определении частоты пульса у себя и у родителей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]