Обществознание - поурочные разработки 8 класс
ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО
Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения государства, его роли в жизни современного общества.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
3. Познакомить учащихся с формами политических режимов и государственного устройства.
Учебное оборудование: Конституция РФ, карточки-задания с дополнительным материалом.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (государство, суверенитет, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Политика и политическая жизнь общества»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 42 и № 43.
КАРТОЧКА № 42
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
- Что входит в сферу политики?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Какую роль играют государства в жизни общества?
• Что такое власть?
• Почему в разных общественных группах разное отношение к государству?
• Какую роль играет политическая власть в государстве?
• Приведи примеры форм борьбы за власть в истории нашего государства.
в) Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 43
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
— Почему политические организации стремятся получить власть в государстве?
б) Для этого подумай и поразмысли:
• Какие политические организации существуют в нашей стране?
• Чьи интересы представляют партии?
• Дай характеристику политической партии.
• Какими методами партия может получить политическую власть в стране?
• Почему политика — дело каждого гражданина страны?
в) Сделай вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя).
а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
б) Подбери слова антонимы: друг — ..., симпатия — ..., законность — ..., любовь — ..., добро — ....
в) Выполни задание по дополнительному материалу. Интересы какой общественной группы защищает во время своего правления Джордж Буш-младший?
Дополнительный материал
Джордж Буш-младший родился в 1947 г. Он был старшим из детей четы Бушей и, кстати, единственным, родившимся не в Техасе, хотя и был больше всех других похож на типичного техасца.
Религиозно-фундаменталистские речи Буша-младшего после вступления его в должность президента США в 2001 г., а особенно после терактов 11 сентября 2001 г. вызвали немало упреков в мире, вплоть до сравнения с теми, против кого они были обращены - «террористом № 1» бин Ладеном а лидером Талибана муллой Омаром. Однако, по свидетельству друзей юности, в свои детские годы Джордж Буш не страдал излишней или показной набожностью. В детстве Буш-младший в течение нескольких лет посещал занятия в воскресной школе Первой объединенной методистской церкви Мидленда, где изучали Закон Божий дети банкиров и промышленников. Преподаватель относился к своему делу очень серьезно и любил задавать своим слушателям риторические вопросы. Однажды он спросил: «Что такое пророк?»
«Это все равно, что превышение доходов над расходами, - откликнулся Джордж. - Ничего подобного мы уже не видели много лет».
В другой раз при обсуждении Ветхого Завета Буш-младший во всеуслышание поинтересовался: джинсы какой фирмы предпочитал Левий (намекая тем самым на знаменитую фирму «Леви Страус»).
Младший, как его называли друзья, не раз отпускал подобные остроты в воскресной школе. Таким образом, по крайней мере в детские годы, его было трудно заподозрить в чрезмерной набожности. Правда, как утверждали его однокашники, это не значит, что он не принимал религию всерьез. Говорят, что у многих жителей Техаса можно встретить такую смесь непочтительности и благочестия в отношении к религии. Поэтому все считали это в порядке вещей и потому, что Буш-младший техасец, и потому, что он сын президента.
В середине 1960-х гг. Буш-младший учился в Йельском университете, в университете в Нью-Хейвене и в Кембридже, служил в подразделении ВВС Национальной гвардии США в Техасе (летал на реактивном истребителе-перехватчике). По свидетельству друзей и родственников, Бушу- младшему «присущи стремительность, энергичность, способность максимально сосредоточиться на выполнении той или иной задачи, категоричность суждений», отличающие его от отца. Однако именно в этот период своей жизни, во время учебы в Йельском университете и службы в Национальной гвардии Техаса, когда ему было 20-25 лет, Буш-младший был занят мучительным поиском своего «я» и своего места в жизни. Многие друзья и родственники вспоминают, что в этот период у него были большие проблемы с алкоголем.
Однажды рождественским вечером в Вашингтоне 26-летний Джордж вместе с младшим братом 15-летним Марвином отправился к приятелю, где оба порядком перепили. Тем не менее на обратном пути Джордж срезал путь и зацепил бампером своего автомобиля мусорный контейнер соседей. Загулявшие братья подъехали к дому под грохот и лязг, сопровождавшиеся воем соседских кошек. Заплетающийся язык и слишком громкое «Хелло!» Марвина выдали родителям, в каком состоянии прибыли домой их отпрыски и как они проводили время.
Папаша Буш пригласил великовозрастного шалопая Джорджа для воспитательной беседы. «Если хочешь поговорить как мужчина с мужчиной, папа, можно сделать это прямо здесь», - с пьяным мужеством заявил сын.
На выручку пришел другой брат, Джоб (Джон), который был моложе Джорджа на 7 лет. Он сообщил, что Джорджа приняли в престижную школу бизнеса при Гарвардском университете, о чем тот молчал, так как не был уверен в своем желании учиться. «Обдумай это как следует, сын», - сказал ему отец. Но после двух лет учебы в школе Джордж-младший так «устал от жизни» на Восточном побережье, что весной 1975 г. уехал в родной Техас вместо того, чтобы устроиться в одну из нью-йоркских фирм.
Свою деловую карьеру Джордж начал в Мидленде - нефтяной столице Западного Техаса в качестве геодезиста, занимаясь проверкой документации на владение земельными участками. Здесь он вскоре нашел друзей и покровителей среди сверстников, продвигавшихся по служебной лестнице быстрее него. Среди них были Дональд Эванс, президент геологоразведочной фирмы «Тот Brown Incorporated», и Джо О'Нил, сын одного из богатейших нефтепромышленников Мидленда.
К концу 1970-х гг. Джордж остепенился и подался в политику. В1978 г. он решил баллотироваться в Законодательное собрание штата Техас от республиканцев. Предвыборной кампанией Буша-младшего руководил Д. Эванс, его коллега по бизнесу. Ему помогал также один из консультантов отца, но сын не спрашивал его советов и даже не пригласил отца в Мидленд для участия в кампании, которая в конечном счете была проиграна - победу одержал соперник Буша, кандидат от демократов Кент Хейнс.
В конце 1980-х гг. Джордж Буш-младший уже активно работал в Вашингтоне в качестве одного из главных помощников своего отца во время его предвыборной кампании 1988 года. По окончании кампании, в декабре 1988 г. Джордж Буш-младший вместе с женой Лорой и 6-летними девочками-близнецами вернулся в Техас и обосновался в Далласе, оплоте Республиканской партии. Именно тогда, в 1990 г., он начал свою собственную предвыборную борьбу за пост губернатора Техаса и в 1994 г. наконец добился своего, став губернатором штата.
Одновременно Буш-младший продолжал вкладывать капитал в нефтяные месторождения, действовал осторожно и понемногу укреплял собственную фирму, дважды объединяя ее с более крупными компаниями. Друзья восхищались его деловым чутьем и поддразнивали за скупость. Свое личное состояние он составил на выгодных сделках, заключенных им, когда он возглавлял компанию «Harken Energy Corporation» (изначально она называлась «Arbusto»). Эта небольшая техасская нефтяная компания разбогатела за счет того, что ей удалось заполучить нефтяные концессии Бахрейна благодаря усилиям Джорджа Буша-старшего в качестве ретрокомиссий американо-кувейтских договоров, заключенных им. С точки зрения закона, это было злоупотреблением должностными полномочиями, но никто не рискнул обвинить президента США в нечестной игре. Одним из акционеров «Harken Energy Corporation» является Халед бин Махфуз, член одной из богатейших семей Саудовской Аравии и совладелец Международного банка кредита и коммерции, лопнувшего в 1991 г., тесно связанный деловыми узами как с семейством Бушей, так и с семейством бин Ладенов. Махфуз владеет 11,5% акций этой компании через своего уполномоченного Абдуллу Таха Бахша. В связи с этим многие административные посты в компании «Нагкеп» занимают ставленники Махфуза, уроженцы Саудовской Аравии. Так, администратором компании был Талат Отман, а одним аз членов административного совета - Джеймс Р. Бат, уполномоченный компании «Saudi Bin Laden Group» и ее владельца, Бакра бин Ладена, в Америке.
Придя к власти в январе 2001 г., новый президент США Джордж Буш- младший, сколотивший свое собственное состояние на нефтяном бизнесе, составил свою правительственную команду из представителей крупных нефтяных компаний.
Крысин М. Джихад. От Кашмира до Нью-Йорка. С. 401 —404.
3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 42 и № 43, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы
План:
• Происхождение государства.
• Признаки государства.
• Формы государства.
• Политический режим.
• Наше государство на современном этапе.
• Гражданство.
Задача для учащихся. Можно ли говорить о стремлении всех стран мира к демократии?
1. Знакомство с терминами по тексту § 25 учебника 1.
2. Проверка тетрадей.
Монархия — государство, во главе которого стоит монарх, передающий свою власть по наследству. Виды монархий — абсолютная (Саудовская Аравия), конституционная (Испания, Швеция), парламентская (Великобритания).
Республика — государство, высшие органы власти в котором выбираются на определенный срок. Виды республик — парламентская (Индия, Германия), президентская (США).
Унитарное государство — это государство, в котором все административные части не обладают суверенитетом (Чехия, Франция).
Федеративным считается государство, в котором отдельным территориям предоставляется значительная самостоятельность (США, Германия, Индия).
Политический режим — средства и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство.
Авторитаризм — государство с властью, сконцентрированной в руках одного человека или одного органа. Оппозиция, если она допускается, находится под жестким контролем. Однако полного контроля за внеполитическими сторонами жизни людей нет.
Тоталитаризм — насаждение единой идеологии, существование каких-либо иных теорий не допускалось Полная бесконтрольность высшего руководства, которое ни перед кем не несет ответственности. Карательная система террора против населения, направленного на устрашение людей и подавление их воли.
Демократия — источником власти является народ, который осуществляет ее через выборные органы. Режиму присуща свобода слова, средств массовой информации, совести. Равенство всех перед законом.
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством. Гражданство определяется по месту рождения человека или по гражданству родителей.
3. Беседа с классом по вопросам.
• Каковы причины образования государства?
• Где образовались первые государства?
• Каковы признаки государства?
• Каким бывает территориально-административное устройство государства?
• Приведите примеры форм правления и политических режимов государства.
• Какие формы правления существовали в нашей стране?
• Почему демократический режим считается лучшим из всех существующих в мире?
• Почему, обеспечивая соблюдение прав человека, государство требует от своих граждан и выполнения обязанностей?
4. Самостоятельная работа с текстом Конституции РФ, главы 3—8. Задание для учащихся. Какие субъекты входят в состав РФ? Какие государственные органы представляют законодательную, судебную и исполнительную власти? Кем является президент РФ?
Вариант ответа:
— В состав РФ входят: области, республики, края, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
— Законодательная власть: Федеральное Собрание, которое делится на Совет Федерации и Государственную Думу.
— Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
— Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства. В стране действуют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
— Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
IV. Закрепление изученного на уроке
1. Каковы причины возникновения и признаки государства?
2. Приведите примеры федеративных и унитарных государств.
3. Какие из перечисленных государств являются монархиями, а какие республиками?
Аргентина, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Италия, Канада, Россия.
4. Когда в нашей стране существовал тоталитарный режим?
5. Может ли гражданин нашей страны иметь двойное гражданство?
V. Подведение итогов урока
1. Каковы причины возникновения государства?
2. Какова роль государства в жизни современного общества?
3. Можно ли говорить о стремлении всех стран мира к демократии?
Домашнее задание
1. Прочитать § 25 учебника 1.
2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:
— Каковы признаки государства?
— Каковы формы государства и его политические режимы?
3. Выполнить в тетради задание 1 из учебника 1 нас. 154.
4. Подготовить сообщения о деятелях науки и культуры нашей страны.
Дополнительный материал для учителя
Всеобщая декларация прав человека
Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.
Преамбула
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и
принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,
Генеральная Ассамблея,
провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства, с тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Статья 6
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Статья 8
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Статья 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 10
Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Статья 11
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
Статья 12
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 14
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 15
1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Статья 16
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Статья 17
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 20
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
Статья 21
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Статья 28
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Статья 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.