Разработки уроков биологии в 10-11 классах
Генотипическая изменчивость - НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс
Цели урока:
образовательная: ознакомить с особенностями генотипической изменчивости;
развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, память и внимание; закреплять умения анализировать, обобщать и делать выводы;
воспитательная: формировать у учащихся ценностное личное отношение к получаемым знаниям.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Форма урока: урок-лекция.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядный (презентация).
Форма деятельности учащихся: индивидуальная.
Основные термины, понятия: ген, гаметы, мейоз, кроссинговер, набор хромосом, доминантный признак, рецессивный признак, фенотип, генотип, гомозигота, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость, мутация, мутант, мутаген, деления, инсерция, дупликация, выпадение, замена и вставка нуклеотида, транслокация, полиплоидия, гетероплоидия.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
характеризовать генотипическую изменчивость;
приводить примеры мутационной и модификационной изменчивости организмов в природе;
называть закон гомологических рядов наследственной изменчивости;
объяснять значение генотипической изменчивости.
- I. Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с темой и планом урока.
Ø Деятельность учащихся
Записывают дату и тему урока в рабочие тетради.
- II. Актуализация знаний, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Задает вопрос: что такое мутации и к чему они приводят? Комментирует ответы.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопрос, выдвигают предположения.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Приступает к объяснению нового материала. Предлагает учащимся записывать в рабочие тетради определения новых терминов.
Суть наследственной изменчивости — изменение генов или генотипа. Для наследственной изменчивости характерны индивидуальность (проявление лишь у отдельных особей), случайность и необратимость процесса, передача измененных признаков по наследству. Наследственная изменчивость — основа разнообразия живых организмов и главное условие их способности к эволюционному развитию. В основе наследственной изменчивости лежит либо перекомбинация генетического материала, либо возникновение мутаций.
Источниками комбинативной изменчивости служат три процесса (демонстрирует слайд).
- Кроссинговер, происходящий во время длительной профазы первого деления мейоза, когда гомологичные хромосомы обмениваются участками. В результате кроссинговера образуются новые группы сцепления генов. У человека в каждой паре гомологичных хромосом кроссинговер происходит в среднем в двух-трех точках. После завершения мейоза кроссоверные (рекомбинантные) хромосомы, оказавшись в гамете, несут новые сочетания генов, а значит, и новые сочетания признаков в потомстве.
- Случайное распределение гомологичных хромосом между дочерними клетками при первом делении мейоза, когда каждая гамета получает свою, отличную от других, выборку материнских и отцовских хромосом. Из этого следует, что клетки любой особи могут в принципе образовать 2n генетически различающихся гамет, где n — гаплоидное число хромосом. Например, у человека при образовании гамет возможно 222 варианта сочетаний аутосом в гаметах, а следовательно, и их типов.
Независимое комбинирование хромосом в мейозе и является основой третьего закона Менделя. Появление зеленых гладких и желтых морщинистых семян гороха во втором поколении от скрещивания растений с желтыми гладкими и зелеными морщинистыми семенами — пример комбинативной изменчивости.
- Случайное сочетание гамет при оплодотворении. Все механизмы комбинативной изменчивости действуют независимо друг от друга, обеспечивая при этом постоянную “перетасовку” генов, что приводит к появлению потомства с новыми генотипами и фенотипами (сами гены при этом не изменяются).
Основные положения мутационной теории разработаны Гуго де Фризом в 1901-1903 гг. и сводятся к следующему:
— мутации возникают внезапно, скачкообразно, как дискретные изменения признаков;
— мутации наследуются;
— мутации проявляются по-разному и могут быть как полезными, так и вредными, как доминантными, так и рецессивными;
— сходные мутации могут возникать повторно;
— мутации ненаправленны (спонтанны), т. е. мутировать может любой участок хромосомы, вызывая изменения как незначительных, так и жизненно важных признаков.
Классификация мутаций. Существует несколько способов классификации (записывает все варианты на доске):
1) по изменению генетического материала:
- генные мутации — мутации, вызванные изменением нуклеотидной последовательности в молекуле ДНК в пределах одного гена. Такое изменение в гене воспроизводится при транскрипции в структуре мРНК; в свою очередь, оно приводит к изменению последовательности аминокислот в полипептидной цепи, образующейся при трансляции на рибосомах. В результате синтезируется другой белок, что ведет к изменению соответствующего признака организма. Это наиболее распространенный вид мутаций и важнейший источник наследственной изменчивости организмов. Бывают следующие виды генных мутаций:
а) делеции — выпадение одного или нескольких пар нуклеотидов;
б) инсерции — вставка одного или нескольких пар нуклеотидов;
в) дупликации — повторение участка гена;
г) инверсии — поворот участка гена на 180°;
д) замена нуклеотидов (например, А на Т или А на Ц).
Примеры генных мутации: серповидноклеточная анемия, альбинизм, дальтонизм, гемофилия;
- хромосомные мутации — изменения в структуре хромосом. Хромосомные мутации подразделяют:
— на внутрихромосомные — мутации, затрагивающие только одну хромосому. К ним относят:
а) делении — выпадение участка хромосомы в средней ее части;
б) дупликации — дву- или многократное повторение генов, локализованных в определенном участке хромосомы;
в) инверсии — поворот участка хромосомы на 180°, в результате чего в этом участке гены расположены в последовательности, обратной по сравнению с обычной;
— межхромосомные — мутации, затрагивающие участки негомологичных хромосом:
а) транслокации — взаимные обмены участками между негомологичными хромосомами;
б) транспозиции — включение участка хромосомы в другую, негомологичную хромосому без взаимного обмена.
Пример хромосомной мутации: тяжелое наследственное заболевание “синдром “кошачьего крика” — обусловлено делецией концевого участка 5-й хромосомы, сопровождается сильным нарушением роста и умственной отсталостью;
- геномные мутации — изменение числа хромосом в клетках организма. В основе этих мутаций лежит нарушение расхождения хромосом при делении клетки. Выделены следующие виды геномных мутаций:
а) полиплоидия — кратное увеличение гаплоидного набора хромосом. Клетки с разным числом гаплоидных наборов хромосом называются триплоидными (3n), тетраплоидными (4n), гексаплоидными (6n), октаплоидными (8n) и т. д. Для многих растений известны так называемые полиплоидные ряды. Они включают формы от 2 до 10n и более. Например, полиплоидный ряд из наборов в 12, 24, 36, 48, 60, 72, 96, 108 и 144 хромосомы составляют представители рода паслен (Solatium). Род пшеница (Triticum) представляет ряд, члены которого имеют 34, 28 и 42 хромосомы;
б) гетероплоидия (анеуплоидия) — явление, при котором клетки организма содержат измененное число хромосом, не кратное гаплоидному набору. В результате нерасхождения хромосом при образовании гамет могут возникать половые клетки с лишними хромосомами, и тогда при последующем слиянии с нормальными гаплоидными гаметами они образуют зиготу 2n + 1 (трисомик) по определенной хромосоме. Если в гамете оказалось меньше на одну хромосому, то последующее оплодотворение приводит к образованию зиготы 1n - 1 (моносомик) по какой-либо изхромосом. Кроме того, встречаются формы 2n - 2, или нуллисомики, так как присутствует пара гомологичных хромосом, и 2n + х, или полисомики. Пример: синдром Дауна (трисомия но 21 паре хромосом);
2) по проявлению в генотипе:
- доминантные (возникают в доминантных генах);
- рецессивные (возникают в рецессивных генах);
3) по влиянию на жизнеспособность и плодовитость организма:
- вредные (снижают жизнеспособность):
а) летальные — обуславливают гибель мутантов до рождения или при рождении;
б) полулетальные — снижают жизнеспособность мутантов, которые обычно не доживают до репродуктивного возраста;
- нейтральные (не оказывают никакого воздействия);
- полезные (повышают жизнеспособность и плодовитость особей. Пример возникновение устойчивости к антибиотикам у бактерий);
4) по месту возникновения:
- соматические (возникают в соматических клетках организма, проявляются только у конкретной особи, не передаются по наследству);
- генеративные (возникают в половых клетках и передаются по наследству при половом размножении);
5) по причинам возникновения (по происхождению):
- спонтанные (возникают самопроизвольно под действием внешних факторов);
- индуцированные (с помощью конкретных факторов целенаправленно вызываются у живых организмов человеком для получения новых, интересующих человека признаков).
Факторы, вызывающие мутации, называются мутагенами. По происхождению мутагены можно разделить на следующие виды:
1) физические — ионизирующее, радиоактивное, ультрафиолетовое излучение, резкие перепады высоких и низких температур;
2) химические — окислители и восстановители (нитраты, нитриты, активные формы кислорода); алкилирующие агенты (например, иодацетамид); пестициды (например, гербициды, фунгициды); некоторые пищевые добавки (например, ароматические углеводороды, цикламаты); продукты переработки нефти; органические растворители; лекарственные препараты (например, цитостатики, препараты ртути), табак и алкоголь;
3) биологические — бактерии и продукты их жизнедеятельности, вирусы и др.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости был сформулирован выдающимся русским ученым Н. И. Вавиловым в 1920 г.
В основе закона гомологических рядов фенотипической изменчивости у родственных видов лежит представление о единстве их происхождения от одного предка в процессе естественного отбора. Поскольку общие предки имели специфический набор генов, то их потомки должны обладать примерно таким же набором.
Более того, у родственных видов, имеющих общее происхождение, возникают и сходные мутации. Это означает, что у представителей разных семейств и классов растений и животных со сходным набором генов можно встретить параллелизм — гомологические ряды мутаций по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам и свойствам. Так, у разных классов позвоночных встречаются сходные мутации: альбинизм и отсутствие перьев у птиц, альбинизм и бесшерстность у млекопитающих, гемофилия у многих млекопитающих и человека. У растений наследственная изменчивость отмечена по таким признакам, как пленчатое или голое зерно, остистый или безостый колос и др.
Закон гомологических рядов, отражая общую закономерность мутационного процесса и формообразования организмов, предоставляет широкие возможности для его практического использования в сельскохозяйственном производстве, селекции, медицине. Знание характера изменчивости нескольких родственных видов дает возможность поиска признака, который отсутствует у одного из них, но характерен для других. Таким путем были собраны и изучены и голозерные формы злаков, односемянные сорта сахарной свеклы, не нуждающиеся в прорывке, что особенно важно при механизированной обработке почв. Медицинская наука в качестве моделей для изучения болезней человека получила возможность использовать животных с гомологическими заболеваниями (сахарный диабет крыс, врожденная глухота мышей, собак, морских свинок, катаракта глаз мышей, крыс, собак и др.).
Закон гомологических рядов позволяет также предвидеть возможность появления мутаций, еще неизвестных науке, которые могут использоваться в селекции для создания новых, ценных для хозяйства форм.
Ø Деятельность учащихся
Слушают объяснения учителя. Записывают в рабочие тетради определения новых терминов, сущность закона гомологических рядов.
Наследственная (генотипическая) изменчивость — свойство организмов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза и передавать их потомству.
Комбинативная изменчивость — изменчивость, которая возникает вследствие рекомбинации генетического материала.
Мутационная изменчивость — разновидность наследственной изменчивости, которая обусловлена изменением структуры генетического материала — генов, отдельных хромосом или целого хромосомного набора. Результатом этого является изменение тех пли иных признаков организма.
Мутации — это качественные изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.
Мутанты — живые организмы, изменившие свой генотип и фенотип в результате мутации.
Сущность закона гомологических рядов: виды и роды, генетически близкие, связанные друг с другом единством происхождения, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости. Зная, какие формы изменчивости встречаются у одного вида, можно предвидеть нахождение аналогичных форм у родственного ему вида.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Задает вопросы учащимся по новой теме.
- Дайте определение комбинативной изменчивости.
- Дайте определение мутационной изменчивости.
- Что такое мутагены?
- Какие бывают мутагены?
- Как охарактеризовать генные мутации? хромосомные? геномные?
- В чем состоит отличие комбинативной изменчивости от мутационной?
- В чем суть закона гомологических рядов Вавилова?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на поставленные вопросы, используя конспект.
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Ø Деятельность учащихся
По очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
— Сегодня я узнал...
— Было интересно...
— Было трудно...
— Я понял, что...
— Теперь я могу...
— Я приобрел...
— Я научился...
— У меня получилось...
— Я смог...
— Я попробую...
— Меня удивило...
— Мне захотелось...
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Задает домашнее задание:
— изучить § 51 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа;
— подготовить сообщения о генетических заболеваниях человека, связанных с генными, хромосомными и геномными мутациями (индивидуальные задания для нескольких учащихся).
Ø Деятельность учащихся
Записывают в дневники домашнее задание.