Разработки уроков биологии в 10-11 классах
Особенности строения клеток прокариот - КЛЕТКА - СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс
Цели урока:
образовательная: сформировать понятие о строении прокариотической клетки;
развивающая: создать условия для развития у учащихся логического мышления, памяти и внимания, умения анализировать, оперировать терминами, обобщать и делать выводы;
воспитательная: сформировать правильное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядный (презентация).
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Основные термины, понятия: прокариоты, бактерии, жгутик, аэробы, анаэробы, мезосома, муреин, бактериальная хромосома, нуклеоид.
Материалы и оборудование1: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
характеризовать строение прокариотической клетки, роль бактерий в природе и жизни человека;
называть формы клеток бактерий;
объяснять особенности размножения бактерий.
- Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с темой и планом урока.
Ø Деятельность учащихся
Записывают дату и тему урока в рабочие тетради.
- Актуализация знаний, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Ставит перед учащимися вопросы.
- В чем отличие прокариотической клетки от клетки эукариот?
- Какую роль играют бактерии в природе и жизни человека?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.
Ø Деятельность учителя
Выслушивает ответы, делает поправки (если это необходимо).
III. Изучение нового материала2
Ø Деятельность учителя
Дает общую характеристику прокариотической клетке и объясняет ее строение с помощью рисунков (слайдов).
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочие тетради особенности строения прокариотической клетки.
Ø Деятельность учителя
Рассказывает о разнообразии форм клеток (шаровидные — кокки, палочковидные — бациллы, изогнутые в виде запятой — вибрионы, спирально закрученные палочки — спириллы).
Тонкостенные грамотрицотельные бактерии |
Толстостенные грамположительные бактерии |
||
Менингококки |
Пневмококки |
||
Гонококки |
Стрептококки |
||
Вейлонеллы |
Стафилококки |
||
Палочки |
Палочки |
||
Вибрионы |
Бациллы |
||
Кампилобактерии Хеликобактерии |
Клостридии |
||
Спириллы |
Коринебактерии |
||
Спирохеты |
Микобактерии |
||
Риккетсии |
Бифидобактерии |
||
Хламидии |
Актиномицеты |
||
Расположение спор: 1 — центральное, 2 — субтерминальное, 3 — терминальное. |
Ø Деятельность учащихся
Зарисовывают основные формы клеток.
Ø Деятельность учителя
Поясняет, что у прокариотов, как и в любой клетке, имеются цитоплазматическая мембрана, а также клеточная стенка, состоящая из пептидогликана муреина. В зависимости от строения клеточной стенки и наличия на ней дополнительной липидной оболочки, клетки бактерий имеют различную окраску по Граму (объясняет принцип окрашивания).
Ø Деятельность учащихся
Слушают пояснение учителя, записывают новые термины в рабочие тетради.
Ø Деятельность учителя
Задает вопрос: для чего служит клеточная стенка? Сообщает, что некоторые бактерии могут иметь еще и дополнительную слизистую капсулу, которая служит для защиты, а также для формирования колоний.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопрос.
Предполагаемый ответ: клеточная стенка служит для защиты.
Ø Деятельность учителя
Отмечает, что бактерии могут иметь жгутики, состоящие из белка флагеллина. Жгутик может быть один, а может быть много. Задает вопрос: какова функция жгутика?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопрос.
Предполагаемый ответ: основной функцией жгутика является движение.
Ø Деятельность учителя
Продолжая рассмотрение внутреннего строения прокариотов, отмечает, что клетка заполнена цитоплазмой. В отличие от эукариот, в цитоплазме бактерий нет цитоскелета. Из органоидов есть только рибосомы. Функции остальных органоидов берут на себя мезосомы — многочисленные впячивания цитоплазматической мембраны внутрь клетки. На них располагаются ферменты и системы, обеспечивающие протекание разнообразных процессов метаболизма. Оформленного ядра нет. Генетический аппарат представлен одной кольцевой молекулой ДНК — бактериальной хромосомой. Область цитоплазмы, в которой расположена молекула ДНК, называется нуклеоидом. Еще в цитоплазме могут быть различные включения — пузырьки с запасными питательными веществами. Также могут присутствовать газовые вакуоли. У фотосинтезирующих цианобактерий обнаружены замкнутые мембранные структуры — хроматофоры.
Если класс усваивает материал хорошо, можно кратко рассказать о внехромосомных генетических элементах — плазмидах (более подробно о них пойдет речь в разделе “Биотехнология”),
Ø Деятельность учащихся
Слушают, записывают новые термины в рабочие тетради.
Ø Деятельность учителя
Рассматривает размножение прокариотов.
Размножаются бактерии путем прямого бинарного деления. При хороших условиях могут делиться один раз в 15-20 минут. Некоторые бактерии для перенесения неблагоприятных условий могут формировать споры.
Здесь учитель обращает внимание на различные функции грибных и растительных спор по отношению к спорам бактерий.
Ø Деятельность учащихся
Слушают пояснение учителя.
Ø Деятельность учителя
Рассматривая метаболизм, сообщает, что по отношению к использованию кислорода бактерии делятся на аэробов и анаэробов. По способу питания бывают автотрофы (фототрофы ихемотрофы) и гетеротрофы (сапротрофы, симбионты и паразиты).
В ходе объяснения метаболизма учителю следует вести беседу с опорой на уже имеющиеся знания учащихся о способах питания.
Ø Деятельность учащихся
Записывают новые термины и основные моменты в рабочие тетради. Отвечают на вопросы, анализируют и сравнивают изучаемые объекты, выдвигают предположения.
Ø Деятельность учителя
Раскрывает значение бактерий в природе (круговорот веществ, азотфиксация). Объясняет, какую пользу бактерии приносят человеку (применение в промышленности) и какой вред (болезни — дифтерия, столбняк, чума, сифилис, гонорея и др.).
Можно заранее поручить одному из учащихся подготовить доклад о бактериальных заболеваниях. Обсуждая болезни, учащиеся должны четко понимать, какие заболевания вирусные, а какие — бактериальные. Также можно обсудить принципы использования антибиотиков. На этом этапе рекомендуется провести беседу о здоровом образе жизни и методах профилактики бактериальных заболеваний.
Ø Деятельность учащихся
Слушают объяснения учителя, делают выводы о значении здорового образа жизни.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Задает учащимся вопросы об основных моментах строения и функционирования бактериальной клетки.
- Расскажите, в чем особенности строения клетки бактерий.
- Перечислите формы клеток бактерий.
- Назовите особенности размножения бактерий.
- Раскройте значение бактерий в природе и жизни человека.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы.
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке.
1 На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Задает домашнее задание:
— изучить § 20 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в дневники домашнее задание.
1 Здесь и далее — при наличии технических средств обучения.
2 В случае невозможности показа презентации учитель должен заранее подготовить рисунки, таблицы и схемы, иллюстрирующие материал по новой теме, в виде плакатов. Можно предложить эту работу учащимся (по желанию).