Разработки уроков биологии в 10-11 классах
Общая характеристика синтетической теории эволюции - ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - 11 класс
Цели урока:
образовательная: сформировать представление об особенностях основных этапов формирования представлений об эволюции живого мира, а также закрепить понятие о современной синтетической теории эволюции;
развивающая: продемонстрировать учащимся пользу критического подхода, полемики и сопоставления теорий для продуктивного развития научных представлений о мире;
воспитательная: воспитывать деловые качества, в частности, желание и умение конструктивно критиковать и адекватно воспринимать критику.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение), практический (самостоятельная работа с учебным пособием).
Основные термины, понятия: дарвинизм, антидарвинизм, неодарвинизм, микроэволюция, макроэволюция, синтетическая теория эволюции.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
называть основные положения синтетической теории эволюции.
- I. Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с целями и темой урока.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочие тетради дату и тему урока.
- Актуализация знаний, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Ставит перед классом ряд вопросов.
- Всегда ли развитие органического мира рассматривалось так, как сегодня?
- Какие альтернативные дарвинизму точки зрения на эволюционный процесс вы знаете?
- Актуальны ли эти точки зрения на сегодняшний день и в какой мере?
- Если открываются новые факты или точки зрения на предмет рассмотрения, противоречащие теории, значит ли это, что теория ошибочна?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Выделяют наиболее важные проблемные моменты нового материала и концентрируют внимание на их изучении.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся в течение полутора-двух минут ознакомиться с разделом 1 § 32 учебного пособия. После этого выделяет основные моменты для фиксации в конспекте по программе:
- название этапа;
- период времени;
- основные достижения этапа;
- результаты развития научного знания на данном этапе;
- ученые, которые внесли серьезный вклад в развитие эволюционного учения на данном этапе.
Ø Деятельность учащихся
Самостоятельно изучают учебный материал по учебному пособию.
Ø Деятельность учителя
Предлагает изучить разделы 2-4 § 32 учебного пособия, конспектируя ключевые моменты (отводит на работу 10-12 минут).
Ø Деятельность учащихся
Продолжают самостоятельное изучение учебного материала. Знакомятся с основными понятиями и историческими этапами развития эволюционного учения. Упражняются в ведении конспекта и самостоятельной систематизации материала.
Ø Деятельность учителя
Поэтапно комментирует основные положения синтетической теории эволюции.
Ø Деятельность учащихся
Конспектируют основные положения синтетической теории эволюции.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Поэтапно зарисовывает на доске схему. На каждом этапе предлагает нескольким учащимся озвучить свой вариант конспекта. Резюмирует, при необходимости корректирует неверно усвоенный материал.
Ø Деятельность учащихся
Поэтапно зарисовывают обобщающую схему в рабочие тетради. Озвучивают свои варианты конспекта, вносят поправки и дополнения.
Ø Деятельность учителя
После выполнения схемы возвращается к вопросам, связанным с этапом актуализации знаний (с целью более прочного усвоения и полной систематизации материала).
Схема
- Изменилось ли научное видение эволюционных процессов со времен Ч. Дарвина и А. Уоллеса?
- Какие научные и ненаучные альтернативы синтетической теории эволюции вы знаете?
Здесь важно подчеркнуть, что само исходное учение Дарвина — это еще далеко не современное представление об эволюции органического мира.
- Оказалась ли точка зрения Дарвина ошибочной по современным представлениям?
- Вредным или полезным был этап генетического антидарвинизма для развития эволюционного учения?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы.
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Подводит итог. Предлагает учащимся сообщить, что в новом материале показалось им наиболее затруднительным.
Ø Деятельность учащихся
Сообщают, какие моменты вызвали у них наибольшее затруднение.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Задает домашнее задание:
— повторить § 32 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа;
— изучить записи в рабочей тетради;
— объяснить, как понимается каждое из основных положений синтетической теории эволюции;
— подготовить и записать вопросы по непонятным моментам.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в дневники домашнее задание. Формируют программу действий по самостоятельной работе с учебным материалом.