Биология 10 класс - поурочные разработки
Вид и популяция - их экологическая характеристика
Цель урока:
· Обуч. Обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической популяции.
· Развив. Научить школьников выявлять в природе основные биотические факторы и давать им краткую характеристику.
· Воспит. Сформировать у школьников познавательный интерес к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов.
Методы активизации мыслительной деятельности.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний.
Карточка № 58-62 стр. 35-37.
Основная часть.
Популяции биологических видов, живущие в пределах общего ареала, могут вступить друг с другом в экологические взаимодействия разных типов.
Типы экологических взаимодействий
Взаимно-полезные |
Полезно-нейтральные |
Полезно-вредные |
Взаимно-вредные |
Симбиоз |
Комменсализм |
Паразитизм Хищничество |
Внутривидовая и межвидовая конкуренция |
ПРИМЕРЫ |
|||
Лишайники Рак-отшельник и актиния |
гиены и львы |
гриб-трутовик, бычий цепень и человек, рысь и заяц |
серая и черная крыса, соболь и куница, тигр и волк |
В природе есть ещё один вид взаимоотношений, который возникает между популяциями - «нейтрализм». Ситуация когда виды не влияют друг на друга (например окунь и крот).
В природе возникают часто две ситуации когда виды могут контактировать друг с другом и когда они не встречаются.
Существование популяций одного или разных видов:
· Взаимодействие друг с другом (коммерсализм, паразитизм и др.);
· Отсутствие взаимодействия (нейтрализм).
Еще ученый Ч. Дарвин сформулировал проблему взаимодействия.
«Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?»
Взаимоотношения друг с другом особей одного или разных видов, накладывающих отпечаток на жизнь этих особей, называются биотическими факторами. Биотические факторы влияют не только на отдельные особи но и на популяцию в целом. Что бы в этом разобраться рассмотрим характеристику популяций.
Характеристики популяций:
· Численность;
· Плотность;
· Состав;
· Ареал;
· Половой;
· Возрастной.
Самостоятельно читают стр. 86-89.
Вопросы:
1. Что собой представляет целостность вида?
2. Экологическая характеристика популяции.
3. Какие мероприятия используются для сохранения численности популяций?
Схема саморегуляции численности в популяции одного и того же вида.
Активизация процесса размножения:
· Увеличение количества кормовых ресурсов;
· Увеличение численности популяции;
· Уменьшение численности популяции;
· Уменьшение количества кормовых ресурсов;
· Торможение процесса размножения.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала.
1. Работа в парах.
Составить вопросы друг другу по теме (Взаимопроверка).
2. «Снежный ком».
Итоговый контроль. Анализ урока. Д/3 П. 22.