Вид и популяция - их экологическая характеристика

Биология 10 класс - поурочные разработки

Вид и популяция - их экологическая характеристика

Цель урока:

· Обуч. Обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической популяции.

· Развив. Научить школьников выявлять в природе основные биотические факторы и давать им краткую характеристику.

· Воспит. Сформировать у школьников познавательный интерес к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов.

Методы активизации мыслительной деятельности.

Орг. момент. План урока.


Методы контроля знаний.

Карточка № 58-62 стр. 35-37.


Основная часть.

Популяции биологических видов, живущие в пределах общего ареала, могут вступить друг с другом в экологические взаимодействия разных типов.


Типы экологических взаимодействий


Взаимно-полезные

Полезно-нейтральные

Полезно-вредные

Взаимно-вредные

Симбиоз

Комменсализм

Паразитизм

Хищничество

Внутривидовая и межвидовая конкуренция

ПРИМЕРЫ

Лишайники

Рак-отшельник и актиния

гиены и львы

гриб-трутовик, бычий цепень и человек,

рысь и заяц

серая и черная крыса, соболь и куница, тигр и волк


В природе есть ещё один вид взаимоотношений, который возникает между популяциями - «нейтрализм». Ситуация когда виды не влияют друг на друга (например окунь и крот).

В природе возникают часто две ситуации когда виды могут контактировать друг с другом и когда они не встречаются.

Существование популяций одного или разных видов:

· Взаимодействие друг с другом (коммерсализм, паразитизм и др.);

· Отсутствие взаимодействия (нейтрализм).

Еще ученый Ч. Дарвин сформулировал проблему взаимодействия.

«Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?»

Взаимоотношения друг с другом особей одного или разных видов, накладывающих отпечаток на жизнь этих особей, называются биотическими факторами. Биотические факторы влияют не только на отдельные особи но и на популяцию в целом. Что бы в этом разобраться рассмотрим характеристику популяций.

Характеристики популяций:

· Численность;

· Плотность;

· Состав;

· Ареал;

· Половой;

· Возрастной.

Самостоятельно читают стр. 86-89.

Вопросы:

1. Что собой представляет целостность вида?

2. Экологическая характеристика популяции.

3. Какие мероприятия используются для сохранения численности популяций?


Схема саморегуляции численности в популяции одного и того же вида.

Активизация процесса размножения:

· Увеличение количества кормовых ресурсов;

· Увеличение численности популяции;

· Уменьшение численности популяции;

· Уменьшение количества кормовых ресурсов;

· Торможение процесса размножения.


Физминутка.


Текущий контроль, закрепление материала.

1. Работа в парах.

Составить вопросы друг другу по теме (Взаимопроверка).

2. «Снежный ком».


Итоговый контроль. Анализ урока. Д/3 П. 22.






Для любых предложений по сайту: [email protected]