Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность

Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность

При изучении предыдущей темы “Введение. Биология как наука” учащиеся пробовали работать в парах, а при проведении экскурсии — в группах. Это была подготовка к переходу на индивидуально-групповую организацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Учащиеся должны были понять, что на уроках биологии не только можно, но и нужно общаться между собой при решении учебных задач. Важно соблюдать правила общения, чтобы не мешать другим учащимся.

Учитель имел возможность наблюдать за работой учащихся в группе во время экскурсии и сделать вывод о целесообразности внесения изменений в состав групп.

При изучении данной темы учащиеся научатся работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, проводить простейшие биологические исследования. Важно, чтобы учащиеся усвоили теоретический материал, а также чтобы у них были сформированы практические умения.

Учитывая, что на отработку практических умений по работе с микроскопом и приготовлению микропрепаратов необходимо время и что эти умения будут важны при изучении последующих тем курса биологии, предлагаем выделить на изучение данной темы 10 ч. Целесообразно разделить тему на две подтемы: “Увеличительные приборы. Химический состав клетки” и “Строение и процессы жизнедеятельности клетки”.

При изучении первой подтемы учитель объясняет и рассматривает вопросы, связанные с историей открытия клеточного строения организмов, устройством светового микроскопа и химическим составом клетки.

При изучении подтемы “Строение и процессы жизнедеятельности клетки” учитель объясняет и рассматривает вопросы, связанные со строением клетки, процессами её жизнедеятельности и приготовлением микропрепаратов.

На следующем этапе разрабатываются и отбираются задания для самостоятельной работы учащихся в группах. Этот этап очень важен, так как от того, насколько система самостоятельных работ будет соответствовать уровню познавательной самостоятельности учащихся, зависит результат обучения. Учителю необходимо проанализировать методические рекомендации, дидактические материалы, задания в рабочей тетради и разработать систему заданий с учётом конкретных условий, в которых будут работать учащиеся. Поэтому задания для двух классов одной параллели могут различаться, особенно по степени познавательной самостоятельности.

Организация обратной связи в первую очередь должна быть направлена на определение результативности учебного процесса. При индивидуально-групповой методике основным видом деятельности учащихся является самостоятельная работа в группе, поэтому организовывать традиционный опрос учащихся крайне не эффективно: большинство учащихся пассивно слушают ответ товарища, в лучшем случае комментируя его. Происходит нерациональное использование учебного времени, а учащиеся отвлекаются от совместной самостоятельной работы. Поэтому учителю необходимо продумать, какие приёмы промежуточного контроля будут применяться на каждом уроке.

Опыт показывает, что в начале каждого урока целесообразно выделять 5—7 минут на проведение самоконтроля внутри группы. Результаты самоконтроля старший группы сообщает учителю. Это повышает мотивацию и ответственность учащихся за результаты совместной работы в группе. Кроме того, обсуждение материала, изученного на прошлом уроке, способствует эффективности его усвоения.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель может провести индивидуальную беседу с одним из учеников группы для выяснения того, как он усвоил ранее изученный материал. При этом самостоятельная работа учащихся в группе продолжается. Следует строго соблюдать правило: учитель не может опрашивать ученика, если старший группы предупредил учителя, что тот недостаточно хорошо усвоил материал предыдущего урока. За урок можно опросить 3—4 учеников.

При проведении лабораторной работы учитель по своему усмотрению может проверить и оценить её результаты у всех учащихся или у нескольких учащихся из разных групп.

Так как при индивидуально-групповой работе большую часть учебного материала учащиеся изучают самостоятельно, проблема коррекции и систематизации знаний приобретает особое значение. Поэтому в конце каждого урока необходимо проверить, как учащиеся усвоили наиболее важный и сложный материал урока. Это можно сделать в ходе фронтальной беседы по заранее подготовленным учителем вопросам. Важно, чтобы ответы на поставленные вопросы обсуждались в группе.

Перед контрольно-обобщающим уроком целесообразно провести систематизацию и коррекцию знаний по всей теме, а также дать рекомендации по подготовке к контрольно-обобщающему уроку.

На основе анализа темы разрабатывается Технологическая карта темы, в которой отражаются цели, задачи, результаты обучения, а также деятельность учителя на каждом уроке.

На основе Технологической карты учитель разрабатывает Инструктивную карточку темы для самостоятельной работы учащихся.

Цели темы:

• сформировать у учащихся представления о строении, жизнедеятельности и химическом составе клеток;

• продолжить работу по формированию у учащихся познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий;

• продолжить формирование научного мировоззрения учащихся на основе знаний о строении и химическом составе клеток.

Задачи темы:

• сформировать у учащихся представления о строении, химическом составе и жизненно важных процессах, протекающих в клетках;

• научить учащихся работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки.

Планирование темы:

Подтема 1. Увеличительные приборы. Химический состав

клетки

Урок 6. Устройство увеличительных приборов.

Урок 7. Химический состав клетки.

Урок 8. Химический состав клетки. Сравнение химического состава клетки и объектов неживой природы.

Урок 9. Контрольно-обобщающий урок.

Подтема 2. Строение и процессы жизнедеятельности клетки

Урок 10. Строение клетки.

Урок 11. Особенности строения клеток. Пластиды.

Урок 12. Процессы жизнедеятельности в клетке.

Урок 13. Деление и рост клеток.

Урок 14. Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.

Урок 15. Контрольно-обобщающий урок.






Для любых предложений по сайту: [email protected]