Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. - добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. - самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. — осуществлять исследовательскую деятельность; л. - формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережною отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты: научиться распознавать одноклеточных и многоклеточных животных; называть части тела простейших; называть основные части клетки; называть многоклеточных животных, изображенных на рисунке учебника; различать беспозвоночных и позвоночных животных; приводить примеры позвоночных животных.

Оборудование: учебник, микроскоп и микропрепарат с одноклеточными животными (микропрепарат установлен в микроскоп, резкость наведена), лупа, кусочки известняка, тонкий шнур, скрепки или легкие прищепки, проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация “Животные”.

Предварительная подготовка к уроку: натягивают тонкий шнур на высоте 170 см так, чтобы он проходил над партами, на шнур закрепляют легкие прищепки (можно приготовить скрепки) для прикрепления иллюстраций. До урока учитель собирает у учеников рисунки растений, вешает их на шнур, обязательно просит помочь детей (расстояние между рисунками должно быть большим, чтобы была возможность перехода от одного к другому).

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, друзья! Добро пожаловать в необыкновенный лес! Он вырос благодаря вашей любознательности и старанию.

II. Работа по теме урока

1.Беседа

— Давайте погуляем по этому лесу и послушаем рассказы о его обитателях.

(Ученики рассказывают о своих растениях, все остальные слушают. Лучше это делать в движении, имитируя прогулку по лесу. Тогда на этом уроке физкультминутку можно не проводить.)

— В нашем необыкновенном лесу пока растут только растения. А кто еще проживает в лесу? (Животные.)

— Перечислите их.

— А по каким признакам можно отличить животных от растений? (Животные подвижны, питаются готовыми питательными веществами, они быстро реагируют благодаря органам чувств, у них сложные отношения между собой.)

(Если ученики затрудняются правильно перечислить признаки, учитель вовлекает их в беседу, задает наводящие вопросы, подсказывает, высказывает собственное мнение. После этого ученики записывают признаки животных в тетрадях.)

2.Слово учителя

(Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией и работой с микроскопом.)

Все растения объединяются во флору Земли, а животных принято объединять в фауну — по имени богини, покровительницы животных. Животных очень много — ученые насчитывают 1,5 млн видов.

Среди животных есть одноклеточные и многоклеточные.

Одноклеточные, или простейшие, - это микроскопические (он нескольких микрометров до нескольких миллиметров) организмы, которые обитают везде.

— Рассмотрите в микроскоп одноклеточных существ и определите увеличение, при котором идет просмотр.

(Учитель напоминает правила работы с микроскопом.)

Клетки простейших похожи на клетки бактерий, но имеют ядро.

Питаются простейшие готовыми питательными веществами, т. е. являются гетеротрофами. Среди них есть и паразиты, они вызывают болезни, и сапротрофы, которые осуществляют круговорот веществ, участвуют в образовании почвы.

Все простейшие имеют свои внешние особенности: разные по форме клетки, есть голые и покрытые микроскопической раковинкой — они участвуют в образовании горных пород (например, мела и известняка).

— На столе у вас лежат кусочки известняка и лупы. Рассмотрите, пожалуйста, из чего состоит кусочек полезного ископаемого. (Из маленьких раковинок.)

А теперь посмотрим на многоклеточных животных. Беспозвоночные: кишечнополостные, моллюски, черви, членистоногие — их больше, чем всех остальных животных вместе взятых. Хордовые: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Значение многоклеточных животных велико: они опылители и распространители растений, пища для других животных и человека, источники промышленного сырья, транспортное средство и просто друзья для человека. Но животные также являются источниками и переносчиками заболеваний, вредителями сельского хозяйства.

Итак, царство Животные — это обязательная часть природы. И чем разнообразнее представители этого царства, как и других царств, тем устойчивее жизнь на нашей замечательной планете Земля.

II. Рефлексивно-оценочный этап

— С обитателями какого царства природы мы познакомились сегодня на уроке?

— Что вы о них узнали?

Домашнее задание

Прочитать § 12, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]