Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. - добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. - самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. — осуществлять исследовательскую деятельность; л. - формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережною отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты: научиться распознавать одноклеточных и многоклеточных животных; называть части тела простейших; называть основные части клетки; называть многоклеточных животных, изображенных на рисунке учебника; различать беспозвоночных и позвоночных животных; приводить примеры позвоночных животных.
Оборудование: учебник, микроскоп и микропрепарат с одноклеточными животными (микропрепарат установлен в микроскоп, резкость наведена), лупа, кусочки известняка, тонкий шнур, скрепки или легкие прищепки, проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация “Животные”.
Предварительная подготовка к уроку: натягивают тонкий шнур на высоте 170 см так, чтобы он проходил над партами, на шнур закрепляют легкие прищепки (можно приготовить скрепки) для прикрепления иллюстраций. До урока учитель собирает у учеников рисунки растений, вешает их на шнур, обязательно просит помочь детей (расстояние между рисунками должно быть большим, чтобы была возможность перехода от одного к другому).
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, друзья! Добро пожаловать в необыкновенный лес! Он вырос благодаря вашей любознательности и старанию.
II. Работа по теме урока
1.Беседа
— Давайте погуляем по этому лесу и послушаем рассказы о его обитателях.
(Ученики рассказывают о своих растениях, все остальные слушают. Лучше это делать в движении, имитируя прогулку по лесу. Тогда на этом уроке физкультминутку можно не проводить.)
— В нашем необыкновенном лесу пока растут только растения. А кто еще проживает в лесу? (Животные.)
— Перечислите их.
— А по каким признакам можно отличить животных от растений? (Животные подвижны, питаются готовыми питательными веществами, они быстро реагируют благодаря органам чувств, у них сложные отношения между собой.)
(Если ученики затрудняются правильно перечислить признаки, учитель вовлекает их в беседу, задает наводящие вопросы, подсказывает, высказывает собственное мнение. После этого ученики записывают признаки животных в тетрадях.)
2.Слово учителя
(Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией и работой с микроскопом.)
Все растения объединяются во флору Земли, а животных принято объединять в фауну — по имени богини, покровительницы животных. Животных очень много — ученые насчитывают 1,5 млн видов.
Среди животных есть одноклеточные и многоклеточные.
Одноклеточные, или простейшие, - это микроскопические (он нескольких микрометров до нескольких миллиметров) организмы, которые обитают везде.
— Рассмотрите в микроскоп одноклеточных существ и определите увеличение, при котором идет просмотр.
(Учитель напоминает правила работы с микроскопом.)
Клетки простейших похожи на клетки бактерий, но имеют ядро.
Питаются простейшие готовыми питательными веществами, т. е. являются гетеротрофами. Среди них есть и паразиты, они вызывают болезни, и сапротрофы, которые осуществляют круговорот веществ, участвуют в образовании почвы.
Все простейшие имеют свои внешние особенности: разные по форме клетки, есть голые и покрытые микроскопической раковинкой — они участвуют в образовании горных пород (например, мела и известняка).
— На столе у вас лежат кусочки известняка и лупы. Рассмотрите, пожалуйста, из чего состоит кусочек полезного ископаемого. (Из маленьких раковинок.)
А теперь посмотрим на многоклеточных животных. Беспозвоночные: кишечнополостные, моллюски, черви, членистоногие — их больше, чем всех остальных животных вместе взятых. Хордовые: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.
Значение многоклеточных животных велико: они опылители и распространители растений, пища для других животных и человека, источники промышленного сырья, транспортное средство и просто друзья для человека. Но животные также являются источниками и переносчиками заболеваний, вредителями сельского хозяйства.
Итак, царство Животные — это обязательная часть природы. И чем разнообразнее представители этого царства, как и других царств, тем устойчивее жизнь на нашей замечательной планете Земля.
II. Рефлексивно-оценочный этап
— С обитателями какого царства природы мы познакомились сегодня на уроке?
— Что вы о них узнали?
Домашнее задание
Прочитать § 12, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.