Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Грибы. Многообразие грибов - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; р. — проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; п. — сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; л. — постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.
Планируемые результаты: научиться описывать внешнее строение тела гриба, называть его части; называть знакомые виды грибов; знать определения терминов сапротроф, паразит, хищник, симбионт, грибокорень, пояснять их примерами.
Предварительная подготовка к уроку: учитель заранее составляет свой рассказ или сказку о грибах.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
— Отгадайте загадку, и вы узнаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.)
Правильно, но начнем мы с ваших домашних наблюдений.
II. Проверка домашнего задания
(Ученики читают свои наблюдения за животными. Учитель обращает внимание на интересные заметки. Далее проводится игра. Ученики встают, занимают удобное положение. Учитель загадывает цель, с которой они должны совершенно бесшумно двигаться. Например: вы прячетесь, вы крадетесь за добычей, вы просто гуляете. Игра достаточно подвижная, поэтому физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)
III. Работа по теме урока
1.Работа по учебнику
(Изучение § 13. Ученики читают по цепочке по одному абзацу. Учитель задает вопросы по тексту. Самое основное учитель записывает на доске, а ученики — в тетрадях.)
2.Творческая работа
— Составьте рассказ или сказку о грибах, используя все понятия, записанные в тетради и на доске, и обязательно поясняя их.
Общая характеристика грибов
Царство Грибы — очень крупная группа организмов — 100 тыс. видов.
У всех грибов есть клетки с ядрами.
Животные признаки: питаются готовыми питательными веществами.
Растительные признаки: неподвижность, растут всю жизнь, в клетках есть прочные клеточные стенки.
Грибные признаки: тело гриба, грибница, состоит из гифов. Есть плодовое тело — шляпка на ножке, в нем образуются споры.
Питание грибов
Питаются всем телом.
Гетеротрофы, т. е. получают готовые питательные вещества.
Сапротрофы — питаются отмершими частями, участвуют в круговороте веществ.
Паразиты — извлекают питательные вещества из живых существ, вызывая их болезни и гибель.
Грибокорень — симбиоз гриба и высшего растения (микориза) — осина и подосиновик.
(В качестве примера учитель может прочитать свою сказку.)
Давным-давно в неизвестно каком краю процветало общество грибов — сто тысяч видов. У всех грибов были клетки с ядрами, а тело гриба, грибница, состояло из гифов. Было и плодовое тело — шляпка на ножке, в нем образовывались споры, которые нужны были для продолжения рода и расселения потомков по всей Земле. Жили они в дружбе и согласии со своими соседями. Только стали все чаще споры с соседями возникать: животные их не хотели признавать, говорили, что грибы — это растения, так как неподвижные они и растут всю жизнь, а в клетках есть прочные клеточные стенки. А растения в грибах признаки животных увидели: питаются готовыми питательными веществами, в клетках хлорофилла нет. Гетеротрофами называть стали, сапротрофами, так как питаются отмершими частями. Паразитами называли, так как питание из живых существ получают, вызывая их болезни и гибель. Растерялись грибы: что ж они не нужны в природе разве? Л ведь грибы участвуют в круговороте веществ, почву создают. А еще деревьям помогают, водой их поят. Их даже по имени деревьев называют — подосиновик, подберезовик. Даже новое слово придумали для этой дружбы — “микориза”, что значит “грибокорень”. Стали думать все лесные жители: нехорошо грибы обижать. И выделили грибы в отдельное царство — Царство Грибы. Есть у них теперь свое имя и своя территория.
III. Рефлексивно-оценочный этап
— О каком царстве живой природы мы говорили сегодня на уроке?
— Что нового и интересного вы узнали о его представителях?
Домашнее задание
1.Прочитать § 13, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
2.Сделать иллюстрацию к сказке, которую составили на уроке.
3.Принести цветные карандаши или краски, клей, толстые нитки бледного цвета, ножницы, бумагу, картон, пластилин, веточку или кору дерева (7— 10 см), коробку из-под конфет.