Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Взаимосвязи организмов и окружающей среды - ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; п. — анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; л. — формировать личностные представления о ценности природы.
Планируемые результаты: научиться называть и характеризовать условия обитания организмов, изображенные на рисунке учебника; приводить примеры обитателей разных сред обитания.
Оборудование: учебник, фоновые листы, рисунки с изображением обитателей различных сред или фотографии, карточки с характеристиками условий среды и представителями.
Предварительная подготовка к уроку: учитель организует четыре группы учеников средней или старшей школы (по два человека), каждая группа готовит характеристику среды (освещенность, наличие воды и кислорода, колебания температуры, перечень живых существ и их приспособления к условиям среды) и лист ватмана с нанесенным фоном (водная среда — дно серо-желтого цвета, а вода — от темно-синего до светло-голубого; наземная среда — полосы или крупные пятна: желтые (пустыня), зеленые (леса), бурые (болота), коричневые (горы); почвенная среда — серо-черный цвет, чем глубже, тем темнее; организменная среда — кон тур животного или человека). Ученики расставляют сдвоенные столы для бригад старшеклассников (голубой цвет — водная среда, зеленый — наземно-воздушная, черный — почвенная, розовый — организменная); центральное место занимает стол, на котором разложены карточки с характеристиками условий среды и ее обитателями.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, друзья! У нас сегодня гости. Они помогут нам познакомиться с условиями и местами обитания живых организмов.
II. Работа по теме урока
(Класс делится на четыре группы, каждая группа направляется к одному из сдвоенных столов, где их ожидают старшеклассники. На столах разложены фоновые листы. Лекторы рассказывают о среде обитания и об условиях в этой среде. Рассказ необходимо иллюстрировать заранее заготовленными фотографиями наиболее характерных обитателей или рисунками с их изображением и обращать внимание пятиклассников на их приспособления к условиям среды. Фото или рисунки накладываются на раскрашенные листы ватмана. Пятиклассники могут задавать вопросы. Соблюдение дисциплины контролируется учеником-лектором. Работа по одной среде длится 6 мин, затем по сигналу учителя происходит переход к следующему столу. До тех пор, пока пятиклассники не пройдут полный круг. Около последнего стола группы остаются на некоторое время. Учитель приглашает по одному ученику к центральному столу, на котором разложены карточки с характеристиками условий среды и представителями, и просит выбран, характеристики и представителей для среды последнего пункта. После обсуждения в группах ученики размещают их на фоновых листах ватмана. Ученики-лекторы проверяют ответы.)
Карточки
Характеристики и обитатели (разрезается) |
Количество (шт.) |
Среда(подсказка для учителя — не разрезается) |
Нет спета |
2 |
Организм — почва |
Много поды |
2 |
Водная — организменная |
Мало поды |
2 |
Почвенная — наземная |
Постоянная температура |
1 |
Организменная |
Много света |
2 |
Наземная — водная |
Температура меняется мало |
2 |
Почвенная — водная |
Много доступной пищи |
1 |
Организменная |
Есть кислород |
1 |
Наземная |
Нет кислорода |
1 |
Организменная |
Мало кислорода |
2 |
Водная — почвенная |
Рисунок: краб |
2 |
Водная — наземная |
Рисунок: дерево с корнями |
2 |
Наземная — почвенная |
Рисунок: птица |
1 |
Наземная |
Рисунок: червь-паразит |
1 |
Организменная |
Рисунок: крот |
1 |
Почвенная |
Рисунок: человек |
1 |
Наземная |
Рисунок: гриб |
2 |
Наземная — почвенная |
Рисунок: бактерии |
4 |
Водная — наземная — почвенная — организменная |
(Физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
Сегодня получился очень интересный урок. Мы познакомились с условиями разных сред обитания живых организмов. Услышали рассказы о приспособлениях, которые позволяют выжить живым существам. Давайте поблагодарим наших гостей за помощь и пригласим их чаше приходить к нам на уроки.
Домашнее задание
Прочитать § 17, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.