Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы - ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. — строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; л. — формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты: научиться объяснять, как влияет человек на окружающую среду.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
— Отгадайте загадку.
Стоят два кола.
На кольях бочка.
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лее. (Человек.)
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о человеке.
II. Проверка домашнего задания
(Проводится в формате игры “Радиопередача”. Такая форма поможет ученикам развить артистизм и коммуникативные навыки. Отвечающие - журналисты, остальные ученики - радиослушатели, учитель — ведущий.)
Вспомните: на одном из наших первых уроков мы представляли себя радиослушателями, а отвечающие — журналистами. Я была ведущей. Давайте вновь сыграем в такую игру. Итак, начнем. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами замечательные гости. Они совершили путешествия на машине времени на тысячи лет назад, в глубокую древность. Первый наш гость переместился на 4 млн лет назад и повстречал австралопитека. Он расскажет нам о месте обитания австралопитека, о том, как они выглядят что могут делать.
(Рассказ первого ученика.)
Следующий наш гость переместился на машине времени примерно на 2,5 млн лет назад во времена человека умелого и наблюдал его жизнь. А теперь давайте послушаем его рассказ.
(Рассказ второго ученика.)
Всего несколько сотен тысяч лет назад появился неандерталец. Послушаем рассказ о нем.
(Рассказ третьего ученика.)
А теперь послушаем рассказ о том, кто такой кроманьонец.
(Рассказ четвертого ученика.)
И, наконец, узнаем об особенностях современного человека и его деятельности.
(Рассказ пятого ученика. Необходимо, чтобы в ходе рассказов были раскрыты все опорные понятия: причины изменения предков человека, отличия каждого предка от предыдущего, все, чем владел предок и современный человек. Учитель задает дополнительные вопросы, поддерживая формат игры. Далее физкультминутка. Любое упражнение (см. приложение 2) по выбору учителя.)
III. Работа по теме урока
Каким бы ни был человек по своему развитию, у него всегда есть определенные потребности — в еде, жилье. Где он может все это получить? Ну конечно же, в кладовых матушки-природы. И человек всегда пользовался этим. Сначала ловил рыбу и охотился на животных простыми способами, добыть получалось немного, этого хватало. Чтобы улучшить свою жизнь и жизнь своего племени, человек усовершенствовал способы охоты и ловли (стаз применять огонь для загона животных). Добычи стало больше. Племя было довольно, и численность людей в нем росла. Потребности росли. И если бы человек вовремя не осознал своего воздействия на природу, не понял бы последствий своей деятельности, сейчас бы на Земле было запустение, разрушение, может быть, и самого человека уже не было бы. Понять и научиться правильно (рационально) пользоваться природой, вот что самое главное.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Приведите примеры правильного использования природных даров человеком.
Домашнее задание
1.Прочитать § 25, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
2.Принести коробку от конфет, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей, тряпочки, кусочки меха, небольшие палочки.