Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоема, окрестностей учреждения образования - урок 2 - 8 класс - Карточки-задания уроков-экскурсий

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоема, окрестностей учреждения образования - урок 2 - 8 класс - Карточки-задания уроков-экскурсий

Карточка-задание для учащихся

Цель: ознакомление с видовым разнообразием животных на территории учреждения образования, особенностями их строения и мест обитания, приспособлений к среде обитания. Групповые задания

1. Выберите понравившийся вам участок на территории, определенной учителем, опишите его и обоснуйте свой выбор. Не пугайте животных, не рвите растения, не ломайте ветки деревьев и кустарников, не сорите. Все животные обязательно выпускаются на волю.

2. Ограничьте найденный участок с помощью шнура.

3. Выберите пробный участок с не сухой почвой размером 20x20 см. Рассмотрите животных, обитающих на ее поверхности. Пинцетом соберите их в пластмассовую коробочку и изучите с помощью лупы. Определите, к какому типу, классу, отряду, роду, виду относятся эти животные. Запишите их названия в блокнот.

4. На пробном участке осторожно выкопайте почвенный монолит в виде кубика 20x20x20 см. Положите его нижней стороной вверх на лист белой бумаги. Рассмотрите (можно использовать лупу), какие животные, в каком количестве встречаются под слоем дерна. Определите, к какому типу, классу, отряду, роду, виду относятся эти животные. Запишите их названия в блокнот. Заройте ямку, уложите дерн.

5. Попытайтесь найти животных в травянистом ярусе. Рассмотрите насекомых на травянистых растениях. Чем они заняты? Можно провести «кошение» данного участка. Определите, к какому типу, классу, отряду, роду, виду относятся найденные животные. Запишите их названия в блокнот.

6. Осмотрите кусты и деревья. Каких животных вам удалось увидеть? Определите, к какому типу, классу, отряду, роду, виду относятся эти животные. Запишите их названия в блокнот.

7. Запишите в таблицу родовые или видовые названия животных, которых вы увидели на экскурсии, предварительно распределив их на группы беспозвоночных и позвоночных животных.


Местообитание

Беспозвоночные животные

Позвоночные животные

Почва (до 20 см)



Поверхность почвы



Травянистый покров



Кустарники



Деревья




8. Нарисуйте на листе АЗ план-схему выбранного вами участка и обозначьте на нем деревья, кустарники, травянистые растения, нанесите расположение увиденных животных. Можно использовать план-схему, составленный на экскурсиях в 7-м классе.

9. Представьте результаты вашей работы другим группам:

• каких беспозвоночных и позвоночных животных вам удалось увидеть в почве, на поверхности почвы, в травянистом покрове, на кустарниках, на деревьях;

• по каким признакам вы определяли принадлежность животных к определенному типу, классу, отряду, роду, виду. Приведите примеры;

• почему животные, которые обитают в почве, не встречаются на кустарниках и деревьях.


Индивидуальное домашнее задание

Подготовить отчет об экскурсии по плану:

• Тема экскурсии.

• Цель экскурсии.

• Дата и место проведения экскурсии.

• Состав группы.

Результаты работы группы:

• Опишите (оформите в виде таблицы) по три вида беспозвоночных животных, которых вы встретили на экскурсии, по плану:

а) место обнаружения;

б) тип;

в) класс;

г) отряд;

д) род;

е) вид;

ж) размеры;

з) окраска;

и) количество конечностей (если есть);

к) особенности передвижения;

л) особенности строения крыльев (если есть);

м) стадия развития (для насекомых);

н) действия животного во время экскурсии;

о) приспособления к среде обитания.

• Зарисуйте описанных вами беспозвоночных животных.

• К каким экологическим группам относятся птицы, которых вы увидели во время экскурсии?

• Какую роль выполняют описанные вами беспозвоночные животные и птицы на территории учреждения образования?

Ответьте на вопросы.

1. Какие события, увиденные вами на экскурсии, показывают, что животные — обитатели территории учреждения образования связаны с растениями?

2. Докажите на примере, что животные — обитатели территории учреждения образования связаны между собой.

Напишите жалобу или благодарность директору школы от имени любого конкретного растения или животного, обитающего на территории учреждения образования.

Дополнительное задание.

1. Спланируйте опыт, чтобы определить значение дождевых червей в процессе почвообразования. Используйте стеклянную банку, сырую почву, песок, листовой опад. Какие результаты вы ожидаете получить?

2. Найдите паутину паука-крестовика. Проведите наблюдение над пауком-крестовиком с целью выяснения особенностей поведения паука в процессе охоты:

• Где находится паук в ожидании добычи?

• Как паук определяет, что добыча попала в ловчую сеть?

• Какова масса добычи, на которую реагирует паук?

• Отметьте скорость передвижения паука к добыче.

• Как влияет погода на уловы паука?






Для любых предложений по сайту: [email protected]