Живые организмы зимой - 6 класс

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Живые организмы зимой - 6 класс

Обучающая цель: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями жизнедеятельности живых организмов зимой.

Личностно-развивающие задачи:

• способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за живыми организмами зимой, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты;

• содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

• способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии: территория учреждения образования (место, где есть насаждения из различных древесных пород и кормушки для птиц).

Время проведения экскурсии: конец января — начало февраля.

Продолжительность экскурсии: 45 мин.

Оборудование:

• карточки-задания (по количеству учащихся в классе);

• листы белой бумаги формата А3 (по одному для каждой группы);

• толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки;

• линейка для измерения толщины снежного покрова;

• термометр для измерения температуры воздуха;

• цветные карандаши или цветные восковые мелки (один карандаш для одного учащегося) для экологической игры;

• блокнот и карандаш (лучше привязанный на веревочку и прикрепленный к блокноту) у каждого учащегося;

• повязки на глаза (если предполагается экологическая игра).

Подготовка к экскурсии. Учитель определяет место проведения Экскурсии, разрабатывает маршрут для экскурсии так, чтобы его можно было использовать и для проведения других сезонных экскурсий. Это позволит показать учащимся все сезонные изменения в природе на одних и тех же объектах. Для проведения экскурсии можно использовать ту же территорию, что и при проведении экскурсии № 1. Педагог составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений учащихся. Желательно иметь план-схему территории учреждения образования, чтобы легче было давать задания для проведения наблюдений.

Учитель продумывает приемы, которые помогут разделить учащихся на группы, а также правила безопасного поведения на экскурсии. Одежда и обувь учащихся должны соответствовать погодным условиям на время проведения экскурсии. (Чтобы руки не мерзли во время записей, можно порекомендовать надеть на правую руку старую варежку, а карандаш продеть (проткнуть) сквозь нее.)


Проведение экскурсии

1. Учитель предлагает учащимся вспомнить общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсии. Эти правила обсуждались на экскурсии № 1 и были приняты учащимися. Правила можно написать на листе ватмана либо на отдельных карточках. Спросите, какое правило дети хотели бы добавить или изменить. Учитель может добавлять к общим правилам специальные правила в зависимости от времени проведения и темы экскурсии. (3 мин)

2. Учитель предлагает учащимся стать в круг и, подумав 1 минуту, назвать ассоциации со словом зима. Можно предложить высказываться учащимся по желанию или всем по очереди по кругу. (3 мин)

3. Учитель сообщает о том, что зима — самый продолжительный сезон в средних широтах. Зиму можно условно разделить на следующие периоды: первозимье — период от выпадения первого снега до зимнего солнцестояния (21 декабря), коренная зима — с 20-х чисел декабря до начала февраля, перелом зимы наступает в феврале, когда увеличивается световой день. Учитель обращает внимание учащихся на безлистное состояние деревьев, на то, что все словно остановилось, замерло. Однако жизнь растений с наступлением зимы не прекращается. Это состояние называется зимним покоем, когда все биологические процессы, особенно ростовые, сведены к минимуму. Хотя для многих деревьев и кустарников зима — время распространения семян. У березы, ольхи, ясеня, липы семена имеют «крылышки», помогающие им лететь по снежному насту. В конце зимы рассеиваются семена ели и сосны. У рябины, боярышника, калины сочные плоды сохраняются на ветвях и зимой. Они служат пищей птицам, которые способствуют широкому распространению семян. Далее следует вспомнить, какие деревья и кустарники не сбрасывают на зиму листья. Зимой мы можем отличать деревья по почкам, по форме кроны (силуэту), по коре. Учитель сообщает, что на экскурсии мы будем наблюдать объекты живой природы зимой. Как вы думаете, какие живые организмы, кроме деревьев и кустарников, мы сможем наблюдать на сегодняшней экскурсии? Учащиеся высказывают свои предположения, которые можно будет проверить в конце экскурсии. (4 мин)

4. Учащиеся, по желанию, разбиваются на группы по четыре — шесть человек (или учитель сам делит учащихся на группы любым известным ему способом). Состав групп может быть тем же, что и на экскурсии № 1. Группы получают одинаковые задания, но выполняют их на тех участках территории учреждения образования, которые они описывали осенью при проведении экскурсии № 1. На выполнение задания отводится 15 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся, и она остается у него до следующего урока. Это облегчит учащемуся выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой (см. Приложение, с. 47).

5. Группы представляют результаты своей работы. (5 мин)

6. Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать общее количество объектов живой природы, которые удалось наблюдать классу во время экскурсии. Какие объекты живой природы встречались у всех групп? Собрав листы АЗ с отмеченными на них объектами живой природы, можно получить интересный общий зимний план-схему выбранного для экскурсии участка. На последующих экскурсиях можно использовать этот план-схему, наносить на него новые объекты в соответствии с темой экскурсии. (5 мин)

7. Экологические игры при проведении экскурсии (в зависимости от времени, которым располагает учитель).


Игра «Картины коры»

Игра позволяет изучить особенности строения коры деревьев разных видов. Учитель раздает участникам бумагу и карандаши и предлагает сделать рисунки коры разных древесных пород. Участники подходят к дереву, прижимают бумагу к коре и обводят легкими прикосновениями карандаша к бумаге образовавшиеся выступы. Нанесенные на бумагу контуры строения коры следует разукрасить. Таким образом получается картина коры определенного вида древесного растения. Участники представляют результаты своей работы, обмениваются рисунками и определяют вид древесного растения по чужому рисунку. Подготовленные рисунки можно взять домой на память об экскурсии.


Игра «Узнай деревья по коре»

С помощью этой игры можно научить детей отличать разные виды древесных растений по коре. Каждый участник самостоятельно, не торопясь ощупывает кору различных видов древесных растений. Затем участники описывают свои ощущения. Например, у ели кора чешуйчатая, шершавая, у сосны кора имеет трещины, жесткая, но отдельные пластинки коры можно отломать, у березы в молодости кора очень гладкая, иногда с наростами, а со временем — с трещинами, жесткая, у дуба кора с трещинами, очень жесткая и прочная и т. п. Усвоив характеристику коры, участники пытаются определять вид древесного растения по коре с завязанными глазами. Это же упражнение можно выполнять в парах. Один из учащихся выбирает «свое» дерево и старается на ощупь запомнить его особенности. После этого он закрывает глаза (или ему повязывают на глаза повязку). Партнер отводит его на некоторое расстояние от выбранного дерева, подводит к разным деревьям, давая возможность на ощупь определить «свое» дерево. Когда задача выполнена — партнеры меняются ролями.


Игра «Собери свой корм»

Игра дает представление о взаимосвязях в природе на примере «меню» некоторых животных. Для игры необходимо иметь набор карточек с рисунками или фотографиями животных и их корма. Это могут быть фотографии или рисунки птиц, которых удалось встретить на экскурсии (большая синица, воробей, чечетка, щегол, поползень, снегирь, ворона, галка и др.). Участники получают карточку с изображением животного и мысленно идентифицируют себя с ним. Они должны за одну — три минуты найти наибольшее разнообразие подходящего для них зимнего корма, иначе говоря, выжить. Затем группа собирается в круг, чтобы выслушать каждого участника и решить — выжил ли он. Если участник набрал много лишнего корма «на всякий случай», то он должен решить, что в его рационе основное, а что — случайное лакомство. Учитель по ходу ответов «животных» может рассказать много интересных сведений об особенностях питания и выживания рассматриваемых видов.


8. Рефлексия в конце экскурсии. (3 мин)

• Когда территория учреждения образования нравится вам больше: осенью или зимой? Почему?

• Что было для вас самым интересным на экскурсии?

• Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

• Что нового вы узнали о территории учреждения образования?

9. Домашнее задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану. Повторить § 11, 14 учебного пособия. (2 мин)






Для любых предложений по сайту: [email protected]