Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Микроскопическое изучение препаратов крови человека и лягушки - ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА - 9 класс
Цели урока:
обучающая: установить сходства и различия в строении крови человека и лягушки; уметь характеризовать строение клеток крови в связи с выполняемыми функциями; совершенствовать навыки работы с микроскопом;
развивающая: развивать логическое мышление на основе установления причинно-следственных связей между особенностями строения эритроцитов у разных групп животных и особенностями их терморегуляции;
воспитательная: создать условия для формирования настойчивости в достижении цели.
Тип урока: урок-практикум.
Методы обучения:
— по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
— по степени взаимодействия учителя и учащегося: изложение, беседа, самостоятельная работа;
— по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.
Опорные термины, понятия: кровь, плазма, эритроциты.
Материалы и оборудование: микроскопы, микропрепараты: “мазок крови человека”, “мазок крови лягушки”; таблица “Состав крови”, таблицы кровеносных систем животных.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
— называть состав и функции крови, форменные элементы крови;
— характеризовать строение и функции эритроцитов;
— проводить сравнение эритроцитов крови человека и лягушки.
- Организационный момент, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Сообщает цели и задачи урока. Знакомит учащихся с основными вопросами, которые будут раскрыты на уроке.
Ø Деятельность учащихся
Слушают учителя. Знакомятся с учебными целями и задачами.
Записывают тему урока в рабочих тетрадях.
- Актуализация знаний
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся поработать с таблицами. Задает вопросы
- У каких животных в процессе эволюции впервые появляется кровеносная система?
- Где содержатся дыхательные пигменты у беспозвоночных животных?
- В каких клетках крови содержатся дыхательные пигменты у позвоночных животных?
- Почему рыбы, земноводные и пресмыкающиеся называются холоднокровными животными?
- 5. У каких животных в процессе эволюции появилась возможность регулировать температуру тела?
Ø Деятельность учащихся
Работают с учебными таблицами. Отвечают на поставленные вопросы.
Предполагаемые правильные ответы:
- Кровеносная система впервые появилась у кольчатых червей.
- Дыхательные пигменты у беспозвоночных животных содержатся в плазме крови.
- Дыхательные пигменты у позвоночных животных содержатся в эритроцитах.
- У холоднокровных животных (рыб, земноводных, пресмыкающихся) температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающей среды.
- Возможность регулировать температуру тела появилась в процессе эволюции у птиц и млекопитающих.
III. Выполнение практической части работы
Ø Деятельность учителя
Дает задание: “Запишите в тетради тему, цель лабораторной работы № 1”.
Ø Деятельность учащихся
Записывают:
Тема: “Микроскопическое изучение препаратов крови человека и лягушки”.
Цель:
— выяснить сходства и различия в строении крови человека и лягушки;
— доказать, что строение эритроцитов человека наилучшим образом соответствует выполняемым функциям.
Ø Деятельность учителя
Консультирует учащихся: “В ходе выполнения лабораторной работы вы должны изучить строение крови лягушки и человека и понять, может ли способность к регуляции температуры тела зависеть от особенностей строения эритроцитов. При выполнении работы руководствуйтесь инструктивной карточкой”.
Инструктивная карточка
Сравните эритроциты человека и лягушки. Данные внесите в таблицу.
Эритроцит |
Размеры |
Шарма |
Наличие ядра |
Количество в поле микроскопа |
Человека |
||||
Лягушки |
Сделайте выводы.
Ответьте на вопрос творческого уровня. Как связано строение эритроцитов у различных групп организмов и способность к регуляции температуры тела?
Ø Деятельность учащихся
Слушают учителя. При выполнении лабораторной работы пользуются инструктивной карточкой.
Ø Деятельность учителя
Предлагает рассмотреть под микроскопом окрашенные микро препараты крови человека и лягушки. Сообщает, что при окрашивании необходимо использовать две разные краски. Одна окрашивает ядра, другая — цитоплазму, поэтому на фоне розовой цитоплазмы хорошо заметны синие ядра, если они имеются.
Ø Деятельность учащихся
Рассматривают под микроскопом микропрепараты крови человека и лягушки:
Ø Деятельность учителя
Предлагает зарисовать эритроциты человека и лягушки.
Ø Деятельность учащихся
Зарисовывают эритроциты человека и лягушки.
Ø Деятельность учителя
Предлагает сравнить эритроциты человека и лягушки и данные внести в таблицу (инструктивная карточка).
Ø Деятельность учащихся
Сравнивают и полученные данные вносят в таблицу.
- Обсуждение полученных результатов
Ø Деятельность учителя
Задает вопросы:
- Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но у человека их в одном кубическом миллиметре в 13 раз больше, чем у лягушки. Как вы можете объяснить этот факт?
- Установите зависимость между особенностями строения эритроцитов у лягушки и человека и способностью их к регуляции температуры тела.
- Обоснуйте, в каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных.
- У жителей горной местности эритроцитов больше, чем у жителей равнин. Как можно объяснить данный факт?
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемые правильные ответы:
- При уменьшении размера эритроцитов человека увеличивается их поверхность по отношению к объему, следовательно, при прохождении по капиллярам легких за единицу времени в них проникает больше кислорода путем диффузии, чем в крупные эритроциты лягушки. Увеличение их количества способствует поступлению большего количества кислорода по сравнению с земноводными.
- Крупные эритроциты лягушки, имеющие ядро, переносят мало кислорода, необходимого для реакций распада, в результате которых освобождается энергия для согревания тела. Поэтому её температура зависит от окружающей среды. У человека эритроциты мелкие, имеют форму двояковогнутого диска, следовательно, диффузионная поверхность их увеличилась, кроме того, гемоглобин, переносящий кислород, занимает место утерянного ядра. В итоге эритроциты человека переносят много кислорода, что позволяет интенсивно протекать реакциям распада. Часть получаемой энергии превращается в тепловую и используется для согревания тела.
- Эволюция эритроцитов у позвоночных животных шла в направлении уменьшения их объема, увеличения диффузионной поверхности, увеличения их общего количества, приобретения формы двояковогнутого диска и утраты ядра.
- У жителей высокогорий эритроцитов примерно на 30 % больше, чем у жителей равнин, так как атмосферное давление в горах ниже, чем на равнине, и за единицу времени в эритроциты поступает меньше кислорода. Большее количество эритроцитов позволяет получить необходимое количество кислорода жителям высокогорий.
- Рефлексия
Ø Деятельность учителя
С целью выяснения самооценки учащихся предлагает им заполнить карточку и но 10-балльной оценке оценить:
I — Моя деятельность.
II — Мой интерес.
III — Моя работа.
IV — Мое настроение.
Раздает карточки “Выстрелить в мишень” (см. с. 139).
Ø Деятельность учащихся
Заполняют карточки и сдают их учителю.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 24. Ответить на вопросы параграфа.
Ø Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание.