Микроскопическое изучение препаратов крови человека и лягушки - ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА - 9 класс

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Микроскопическое изучение препаратов крови человека и лягушки - ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА - 9 класс

Цели урока:

обучающая: установить сходства и различия в строении крови человека и лягушки; уметь характеризовать строение клеток крови в связи с выполняемыми функциями; совершенствовать навыки работы с микроскопом;

развивающая: развивать логическое мышление на основе установления причинно-следственных связей между особенностями строения эритроцитов у разных групп животных и особенностями их терморегуляции;

воспитательная: создать условия для формирования настойчивости в достижении цели.

Тип урока: урок-практикум.

Методы обучения:

— по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

— по степени взаимодействия учителя и учащегося: изложение, беседа, самостоятельная работа;

— по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

Опорные термины, понятия: кровь, плазма, эритроциты.

Материалы и оборудование: микроскопы, микропрепараты: “мазок крови человека”, “мазок крови лягушки”; таблица “Состав крови”, таблицы кровеносных систем животных.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

— называть состав и функции крови, форменные элементы крови;

— характеризовать строение и функции эритроцитов;

— проводить сравнение эритроцитов крови человека и лягушки.

  1. Организационный момент, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Сообщает цели и задачи урока. Знакомит учащихся с основными вопросами, которые будут раскрыты на уроке.

Ø Деятельность учащихся

Слушают учителя. Знакомятся с учебными целями и задачами.

Записывают тему урока в рабочих тетрадях.

  1. Актуализация знаний

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся поработать с таблицами. Задает вопросы

  1. У каких животных в процессе эволюции впервые появляется кровеносная система?
  2. Где содержатся дыхательные пигменты у беспозвоночных животных?
  3. В каких клетках крови содержатся дыхательные пигменты у позвоночных животных?
  4. Почему рыбы, земноводные и пресмыкающиеся называются холоднокровными животными?
  5. 5. У каких животных в процессе эволюции появилась возможность регулировать температуру тела?

Ø Деятельность учащихся

Работают с учебными таблицами. Отвечают на поставленные вопросы.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Кровеносная система впервые появилась у кольчатых червей.
  2. Дыхательные пигменты у беспозвоночных животных содержатся в плазме крови.
  3. Дыхательные пигменты у позвоночных животных содержатся в эритроцитах.
  4. У холоднокровных животных (рыб, земноводных, пресмыкающихся) температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающей среды.
  5. Возможность регулировать температуру тела появилась в процессе эволюции у птиц и млекопитающих.

III. Выполнение практической части работы

Ø Деятельность учителя

Дает задание: “Запишите в тетради тему, цель лабораторной работы № 1”.

Ø Деятельность учащихся

Записывают:

Тема: “Микроскопическое изучение препаратов крови человека и лягушки”.

Цель:

— выяснить сходства и различия в строении крови человека и лягушки;

— доказать, что строение эритроцитов человека наилучшим образом соответствует выполняемым функциям.

Ø Деятельность учителя

Консультирует учащихся: “В ходе выполнения лабораторной работы вы должны изучить строение крови лягушки и человека и понять, может ли способность к регуляции температуры тела зависеть от особенностей строения эритроцитов. При выполнении работы руководствуйтесь инструктивной карточкой”.

Инструктивная карточка

Сравните эритроциты человека и лягушки. Данные внесите в таблицу.

Эритроцит

Размеры

Шарма

Наличие ядра

Количество в поле микроскопа

Человека





Лягушки





Сделайте выводы.

Ответьте на вопрос творческого уровня. Как связано строение эритроцитов у различных групп организмов и способность к регуляции температуры тела?

Ø Деятельность учащихся

Слушают учителя. При выполнении лабораторной работы пользуются инструктивной карточкой.

Ø Деятельность учителя

Предлагает рассмотреть под микроскопом окрашенные микро препараты крови человека и лягушки. Сообщает, что при окрашивании необходимо использовать две разные краски. Одна окрашивает ядра, другая — цитоплазму, поэтому на фоне розовой цитоплазмы хорошо заметны синие ядра, если они имеются.

Ø Деятельность учащихся

Рассматривают под микроскопом микропрепараты крови человека и лягушки:

Ø Деятельность учителя

Предлагает зарисовать эритроциты человека и лягушки.

Ø Деятельность учащихся

Зарисовывают эритроциты человека и лягушки.

Ø Деятельность учителя

Предлагает сравнить эритроциты человека и лягушки и данные внести в таблицу (инструктивная карточка).

Ø Деятельность учащихся

Сравнивают и полученные данные вносят в таблицу.

  1. Обсуждение полученных результатов

Ø Деятельность учителя

Задает вопросы:

  1. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но у человека их в одном кубическом миллиметре в 13 раз больше, чем у лягушки. Как вы можете объяснить этот факт?
  2. Установите зависимость между особенностями строения эритроцитов у лягушки и человека и способностью их к регуляции температуры тела.
  3. Обоснуйте, в каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных.
  4. У жителей горной местности эритроцитов больше, чем у жителей равнин. Как можно объяснить данный факт?

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемые правильные ответы:

  1. При уменьшении размера эритроцитов человека увеличивается их поверхность по отношению к объему, следовательно, при прохождении по капиллярам легких за единицу времени в них проникает больше кислорода путем диффузии, чем в крупные эритроциты лягушки. Увеличение их количества способствует поступлению большего количества кислорода по сравнению с земноводными.
  2. Крупные эритроциты лягушки, имеющие ядро, переносят мало кислорода, необходимого для реакций распада, в результате которых освобождается энергия для согревания тела. Поэтому её температура зависит от окружающей среды. У человека эритроциты мелкие, имеют форму двояковогнутого диска, следовательно, диффузионная поверхность их увеличилась, кроме того, гемоглобин, переносящий кислород, занимает место утерянного ядра. В итоге эритроциты человека переносят много кислорода, что позволяет интенсивно протекать реакциям распада. Часть получаемой энергии превращается в тепловую и используется для согревания тела.
  3. Эволюция эритроцитов у позвоночных животных шла в направлении уменьшения их объема, увеличения диффузионной поверхности, увеличения их общего количества, приобретения формы двояковогнутого диска и утраты ядра.
  4. У жителей высокогорий эритроцитов примерно на 30 % больше, чем у жителей равнин, так как атмосферное давление в горах ниже, чем на равнине, и за единицу времени в эритроциты поступает меньше кислорода. Большее количество эритроцитов позволяет получить необходимое количество кислорода жителям высокогорий.
  5. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

С целью выяснения самооценки учащихся предлагает им заполнить карточку и но 10-балльной оценке оценить:

I — Моя деятельность.

II — Мой интерес.

III — Моя работа.

IV — Мое настроение.

Раздает карточки “Выстрелить в мишень” (см. с. 139).

Ø Деятельность учащихся

Заполняют карточки и сдают их учителю.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 24. Ответить на вопросы параграфа.

Ø Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание.






Для любых предложений по сайту: [email protected]