Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Бактерии - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 6 класс
Цели урока:
обучающая: познакомить учащихся с представителями царства Бактерии, их строением, жизнедеятельностью, распространением на земле и ролью в природе и жизни человека;
развивающая: развивать умения сопоставлять и сравнивать изучаемые объекты;
воспитательная: воспитывать культуру личной гигиены на примере бактериальных заболеваний.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, описание, демонстрация фотографий и картин бактерий.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Опорные термины, понятия: бактерии, гетеротрофы, автотрофы, паразиты.
Вводимые понятия: болезнетворные бактерии, паразит.
Материалы и оборудование: таблица “Строение бактерий” компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Бактерии”.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
применять при объяснении явлений понятие “бактерии”;
объяснять роль бактерий в природе;
уметь пользоваться учебным пособием и дополнительной литературой.
- Проверка домашнего задания
Ø Деятельность учителя
С одной группой учащихся проводит устный опрос. В это время другой группе предлагает выполнить письменные задания.
Вопросы для устного опроса:
- Назовите царства живых организмов.
- Какие царства начали изучать только после изобретения микроскопа? Почему?
- Какие организмы, по вашему мнению, самые древние?
- Почему бактерии выделяются в особое царство живых организмов?
Ø Деятельность учащихся
Устно отвечают на поставленные вопросы.
Предполагаемые правильные ответы:
- Бактерии, Протисты, Грибы, Растения, Животные.
- Бактерии, одноклеточные Протисты.
- Бактерии — очень древние организмы, которые появились на Земле около 3 млрд лет назад.
- Бактерии — это чаще всего одноклеточные организмы, клетки которых не имеют ядра.
Ø Деятельность учителя
Может предложить нескольким учащимся выполнить индивидуальные задания по карточкам.
Пример карточки:
№ 1. Подчеркните лишнее.
Бактерии, ягода, растения, пыльца, протисты, грибы, животные.
№ 2. В словах, обозначающих царства живых организмов, переставлены буквы. Какое слово лишнее?
Кретииба, Ыбгри, Срятаени, Мслаеыто, Ижотвыне.
№ 3. Дополните схему.
№ 4. Установите соответствие, определив, к каким царствам относятся изображенные на рисунках живые организмы.
№ |
Рисунок |
Царство |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
№ 5. Составьте правильно утверждение, исключив лишние слова.
Называются, автотрофные, простейшими, протесты, организмы, грибами, водорослями.
Ø Деятельность учащихся
Письменно работают над заданиями.
Предполагаемые правильные ответы:
№ 1: Ягода, пыльца.
№ 2: Мслаеыто.
№ 3:
№ |
Рисунок |
Царство |
1 |
Животные |
|
2 |
Бактерии |
|
3 |
Растения |
|
4 |
Грибы |
|
5 |
Протисты |
№ 5: “Автотрофные протисты называются водорослями” или “Водорослями называются автотрофные организмы”.
- Организационный момент, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Задает учащимся вопрос: “Что общего между скисшим молоком в стакане, клубеньками на корнях фасоли и больными туберкулезом?”.
Далее говорит учащимся, что сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых человек никогда не видел невооруженным глазом, но обязательно о них слышал и даже вместе с ними сосуществовал или существует.
Сообщает тему урока и основные вопросы, которые будут изучаться на уроке:
- Вы услышите удивительную историю открытия этих организмов.
- Познакомитесь поближе с жизнью этих невидимых существ.
- Изучите строение этих удивительных организмов.
- Узнаете о способах питания бактерий и выполняемой ими роли в природе и жизни человека.
Ø Деятельность учащихся
Выдвигают свои предположения.
Предполагаемый правильный ответ: Их объединяет общая причина — наличие бактерий.
Записывают в рабочих тетрадях тему урока.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Рассказывает, что изучение бактерий необходимо начать с истории открытия бактерий. Сообщает: “Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был голландец Антони ван Левенгук. Заинтересовавшись строением льняного волокна, он отшлифовал для себя несколько грубых линз и поместил их в оправы из серебра”.
Ø Деятельность учащихся
Слушают рассказ учителя.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся ответить на вопрос: “Как теперь мы начзываем подобные увеличительные приборы?”. При этом демонстрирует слайд № 1 презентации.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопрос.
Предполагаемый правильный ответ: Данный увеличительной прибор называется лупой.
Ø Деятельность учителя
Сообщает учащимся, что с помощью такой лупы Антони ван Левенгук впервые увидел бактерии. Приводит выдержку из его письма в Лондонское Королевское общество: “24 апреля 1676 г. я посмотрел на воду и увидел... с большим удивлением в ней огромное количество мельчайших живых существ...”.
Ø Деятельность учащихся
Фиксируют в рабочих тетрадях фамилию первооткрывателя бактерий — Антони ван Левенгук.
Ø Деятельность учителя
Сообщает, что следующим этапом является изучение сред обитания бактерий. Ставит перед учащимися вопрос: “Как вы думаете, где распространены бактерии?”.
Ø Деятельность учащихся
Пытаются ответить на вопрос, выдвигая свои гипотезы.
Предполагаемый правильный ответ: Бактерии живут:
— в воздухе, почве, воде;
— на внешних покровах животных, человека и растений а также внутри их;
— в гниющих растительных и животных остатках;
— на продуктах питания.
Ø Деятельность учителя
Если учащиеся затрудняются ответить, предлагает следующие подсказки:
“Увидеть бактерии невооруженным взглядом невозможно, но представьте себе, что в 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы — до 3 млн (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий. Даже в воздухе кабинета биологии содержатся бактерии”. Демонстрирует слайды № 2 и № 3.
Ø Деятельность учащихся
В рабочих тетрадях записывают среды обитания бактерий: водная, почвенная, наземно-воздушная.
Ø Деятельность учителя
При изучении вопроса о строении бактерий обращает внимание учащихся на тот факт, что большинство бактерий — одноклеточные организмы. Демонстрирует слайд № 4.
Ø Деятельность учащихся
Изучают строение бактерий. Зарисовывают в рабочих тетрадях строение бактерии.
Ø Деятельность учителя
После знакомства со строением бактерий можно предложить учащимся по очереди назвать различные части бактериальной клетки, пояснить функции.
Предлагает ответить на вопрос: “Чего нет в бактериальной клетке по сравнению с клеткой растений?”.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемые правильные ответы:
Оболочка придает форму, защищает и проводит питательные вещества.
Цитоплазма — внутренняя среда клетки.
Жгутик обеспечивает передвижение бактерии.
Предполагаемый правильный ответ: Хлоропластов, вакуоли, ядра.
Ø Деятельность учителя
Продолжает знакомить учащихся с разнообразием форм бактерии. Демонстрирует слайд № 5.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях названия форм бактерий:
- формы бактерий в виде шара называют кокками;
- бактерии с палочковидной формой клетки называют бациллами;
- бактерии, имеющие форму в виде запятой, носят название вибрионов;
- бактерии извилистой формы называют спириллами.
Ø Деятельность учителя
Далее останавливается на обсуждении вопроса питания бактерий: “Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами. Лишь некоторые из них, например сине-зеленые, или цианобактерии, способны создавать органические вещества из неорганических”.
Предлагает учащимся, пользуясь учебным пособием, найти определение способов питания бактерий.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях следующие определения: гетеротрофы, сапротрофы, паразиты.
Ø Деятельность учителя
Определяя значение бактерий в природе и жизни человека, может зачитать следующую наводящую информацию.
- Роберт Кох обнаружил бактерию, вызывающую у человека заболевание туберкулезом.
- Количество молочнокислых бактерий брожения в йогурте и кефире составляет не менее 107 КОЕ/г. Они сквашивают капусту и огурцы.
- Ученые установили, что процесс разложения растительных остатков (гниение) осуществляется бактериями.
Демонстрирует слайды № 6 и № 7.
Ø Деятельность учащихся
Слушают информацию, которую зачитывает учитель, и пытаются ответить, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Предлагает посчитать, сколько бактериальных клеток образуется из одной за 10 часов, если известно, что бактерии делятся каждые 20 минут.
Ø Деятельность учащихся
Решают задачу.
Предполагаемый правильный ответ: Из одной клетки, культивируемой в хорошей питательной среде, через 10 часов образуется 1 млрд потомков.
Ø Деятельность учителя
Предлагает обсудить проблемный вопрос: “Болезнетворные бактерии очень разнообразны, легко и быстро размножаются в благоприятных условиях, быстро передаются. Почему же они не уничтожили всех людей? Известно, что в средние века вымирали целые города. Предложите ваши версии”.
Ø Деятельность учащихся
Выдвигают гипотезы.
Предполагаемые правильные ответы:
Люди с ними борются.
Бактерии гибнут во внешней среде.
У людей разная восприимчивость к заболеваниям (иммунитет).
У людей много средств защиты — кожа, слезы, слюна, кисла среда в желудке.
Бактерии борются друг с другом за существование.
Ø Деятельность учителя
Предлагает ответить на вопрос: “Как вы думаете, почему в болотах затонувшие предметы почти не подвергаются гниению?”.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемый правильный ответ: Нет доступа кислорода. Сфагновые мхи выделяют гуминовые кислоты, обладающие бактерицидными свойствами, т. е. убивают бактерии, и гниение не происходит.
Ø Деятельность учителя
Предлагает закончить предложение:
- Если молоко прокисло, значит, в нем поселились ...
- В симбиозе с корнями некоторых растений живут ...
- По способу питания бактерии гниения относят к ...
- Санитарами Земли называют ...
Ø Деятельность учащихся
Устно выполняют задания.
Предполагаемые правильные ответы:
- Молочнокислые бактерии.
- Клубеньковые бактерии.
- Гетеротрофам.
- Бактерии гниения.
- Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Подводит итоги урока. Вместе с учащимися обсуждает, что они узнали нового, как работали — т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, собственную активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ø Деятельность учащихся
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
— Сегодня я узнал ...
— Было интересно ...
— Было трудно ...
— Я понял, что ...
— Теперь я могу ...
— Я приобрел ...
— Я научился ...
— У меня получилось ...
— Я смог...
— Я попробую ...
— Меня удивило ...
— Мне захотелось ...
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 8 учебного пособия. Подготовить сообщения на следующие темы: “Производство кисломолочных продуктов”, “Клубеньковые бактерии”, “Почвенные бактерии и бактерии гниения”, “Бактерии в кишечнике человека”, “Болезнетворные бактерии”.
Ø Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание, готовят дома сообщения.