Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Строение и распространение плодов - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 7 класс
Цели урока:
обучающая: изучить особенности строения, многообразия и распространения плодов; сформировать у учащихся представление об их биологическом значении;
развивающая: развивать умения распознавать, сравнивать и определять типы плодов; развивать умение находить черты приспособленности в строении плодов к тому или иному способу распространения; развивать навыки групповой работы, умение вести диалог;
воспитательная: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты собственного труда и работы группы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, рассказ с демонстрацией таблиц и презентации.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Опорные термины, понятия: оплодотворение, двойное оплодотворение, околоплодник, плод.
Вводимые понятия: сухие, невскрывающиеся, вскрывающиеся, сочные плоды; сборный плод.
Материалы и оборудование: набор плодов и семян, лупы, раздаточный материал, демонстрационные коробки с плодами и семенами, таблица “Плоды и семена”, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация “Строение и распространение плодов”, мяч.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
— характеризовать особенности строения плодов;
— объяснять роль плодов в распространении растений.
- Проверка домашнего задания
Ø Деятельность учителя
Раздает карточки с заданиями.
Пример карточки:
- Оплодотворение — это процесс попадания пыльцы на рыльце пестика. Да/нет
- Что образуется из семязачатка после оплодотворения?
- Сделайте соответствующие подписи к схеме строения семязачатка.
- Укажите верные утверждения:
а) Двойное оплодотворение характерно для голосеменных растений.
б) Пыльцевая трубка входит в канал пыльцевхода.
в) Плод образуется из пестика.
г) Центральная часть семязачатка покрыта гремя покровами.
- Составьте правильно утверждение, исключив лишние слова.
Из 5, 7, пыльцевхода, зародышевый, плод, мешок, клеток, спермиев, состоит.
Ø Деятельность учащихся
В течение 10 минут выполняют задания, а затем сдают их учителю.
Предполагаемые правильные ответы:
- Нет.
- Семя.
3.
- б, в.
- Зародышевый мешок состоит из 7 клеток.
- Организационный момент, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Сообщает цели и задачи урока, знакомит учащихся с основными вопросами, которые будут раскрыты на уроке.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях тему урока.
Ø еятельность учителя
Предлагает учащимся вспомнить строение плода. Демонстрирует слайд № 1.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемый правильный ответ. Плод состоит из околоплодника и семян.
Ø Деятельность учителя
Задает вопрос: “Что собой представляет околоплодник?”. Демонстрирует слайд № 2.
Напоминает значение понятия “околоплодник”. Создает условия для формирования более точного и осмысленного представления о классификации плодов, так как разнообразие плодов связано и основном с разнообразием околоплодника.
Ø Деятельность учащихся
Вспоминают учебный материал о двойном оплодотворении растений и отвечают на поставленный вопрос.
Предполагаемый правильный ответ: Околоплодник — разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Делает сообщение о разнообразии типов плодов: “Плоды у растений чрезвычайно разнообразны по консистенции околоплодника (сухие и сочные), числу семян (одно- и многосемянные), особенностям вскрывания (вскрывающиеся и невскрывающиеся), наличию приспособлений для распространения”. Демонстрирует слайды № 3 и № 4.
Ø Деятельность учащихся
Слушают пояснение учителя по новой теме.
Ø Деятельность учителя
Для закрепления блока полученных знаний и смены деятельности предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание по классификации плодов, данных им в раздаточном материале.
Задание
Плоды, предложенные в раздаточном материале, разделите на сухие и сочные, в рабочих тетрадях запишите их названия в два столбика.
Растения, плоды которых:
с сухим околоплодником
1.______________
2.______________
с сочным околоплодником
1.______________
2.______________ и т. д.
Ø Деятельность учащихся
Выполняют задание, используя текст учебного пособия, таблицы.
Предполагаемые правильные ответы:
— Растения, плоды которых с сухим околоплодником: лещина (орех), дуб (желудь), горох (боб), мак (коробочка) и т. д.
— Растения, плоды которых с сочным околоплодником: огурец (тыквина), груша (яблоко), арбуз (ягода), слива (костянка) и т. д.
Ø Деятельность учителя
Перед изучением следующего блока учебного материала может предложить учащимся небольшую разминку. Предлагает загадки. Учащиеся должны ответить, о каком плоде или растении идет речь.
- Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
- Он совсем не хрупкий,
Спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину —
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех,
Называется ...
- С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого ...
- Посадили зернышко —
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем —
Много зерен соберем.
Их поджарим, погрызем.
А приедут гости —
Им дадим по горсти.
- Пушистый плод на ветке рос.
Сладкий, сочный ...
Ø Деятельность учащихся
Отгадывают загадки.
Предполагаемые правильные ответы:
- Шиповник.
- Орех.
- Желудь.
- Подсолнух.
- Абрикос.
Ø Деятельность учителя
Сообщает: “На следующем этапе при изучении нового материала рассмотрим особенности распространения плодов и семян, его значение”.
Задает ряд наводящих вопросов:
- Много ли семян производит одно растение в год?
- Для чего растения образуют много семян?
- Что бы произошло, если бы все семена опадали около материнского растения и проросли?
Далее рассказывает о способах распространения. Демонстрирует слайды № 5—7.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на поставленные вопросы.
Предполагаемые правильные ответы:
- Подорожник большой образует 14 тыс. семян, пастушья сумка — 73 тыс., редька дикая — 12 тыс., полынь горькая — 102 тыс. и т. д.
- У растений формируется большое количество семян, чтобы вид не вымер.
- Проросшие молодые растения будут плохо расти, если их будут затенять взрослые деревья. Возникнет конкуренция между растениями, им не будет хватать места, корни плохо будут развиваться и т. п.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Для закрепления блока полученных знаний предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание по способам распространения плодов и семян.
Задание
В коллекции найдите плоды, распространяемые ветром, человеком, животными.
Ø Деятельность учащихся
Выполняют задание, используя текст учебного пособия, таблицы.
Предполагаемые правильные ответы:
— Ветром: плоды клена, ясеня, одуванчика; семена ив, тополей.
— Человеком: семена сорных растений.
— Животными: череда, лопух, вишня и др.
- Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Заключительное слово учителя: “Сегодня мы узнали, что каждый плод имеет семя. Человек может съесть плод, либо, разрезав его, достать семена, посеять их и получить новое растение. Плоды в природе очень разнообразны, но не каждый из них съедобен для человека. Плодами и семенами питаются различные животные”.
Ø Деятельность учащихся
Слушают учителя.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся игру. Педагог, бросая мяч, называет плод, а учащийся должен охарактеризовать его.
Например:
Учитель — “яблоко”, учащийся — “сочный”; учитель — “яблоко”, учащийся — “многосемянной”.
Учитель — “мак”, учащийся — “сухой”; учитель — “мак”, учащийся — “коробочка” и т. д.
Ø Деятельность учащихся
Участвуют в игре.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 51. Ответить на вопросы после параграфа учебного пособия.
Учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, предлагает выполнить еще одно задание из списка:
- Составь кроссворд по теме “Плоды”.
- Напиши рассказ, включая понятия по теме “Плоды”.
- Сравни два-три плода, которые у тебя найдутся дома.
- Найди загадки о плодах и семенах.
- Заполни таблицу.
Классификация плодов
Тип плода |
Вид плода |
Название растения |
|
Сочные |
Односемянный |
Костянка |
Вишня, слива, черешня |
Многосемянный |
Ягода |
Томат, крыжовник |
|
Яблоко |
Яблоня, груша |
||
Сухие |
Односемянный |
Семянка |
Подсолнечник |
Зерновка |
Пшеница, рожь |
||
Многосемянный |
Коробочка |
Мак |
|
Боб |
Горох, боб |
||
Стручок |
Капуста, акация |
Ø Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание. Выполняют дома на выбор задания, предложенные учителем.