Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Стебель, его строение и значение - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; фиксировать результаты исследований; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: стебель, узел, междоузлие, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корка, корневище, клубень, луковица; описывать внешнее строение стебля; приводить примеры различных типов стеблей; называть внутренние части стебля растений и их функции; определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах; описывать строение подземных побегов, отмечать их различия; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии, ветки деревьев, таблицы “Внешнее строение стебля”, “Внутреннее строение стебля”, поперечные спилы с 5—10 годичных веток деревьев, микропрепарат “Поперечный разрез веточки липы”; скальпель, лупа, микроскоп (на каждую парту).
Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Таблица “Клеточное строение стебля” предоставляется в печатном виде каждому ученику. Графы “Строение” и “Функция” не заполняются.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Опрос по опорным понятиям проводится в форме игры. Один ученик садится на стул спиной к доске. Учитель пишет на доске один из терминов, изученных на прошлом уроке. Ученик должен определить понятие при помощи наводящих вопросов классу (ответ “да” или “нет”). Чтобы задействовать в игре практически весь класс, одному и тому же учащемуся нельзя задавать вопрос дважды. Водящий не может употреблять в вопросе названия тканей,
форм листовых пластинок и т. д. Он может спрашивать только об их признаках и функциях. Выигрывает учащийся, который угадает термин за меньшее количество ходов.)
III. Работа по теме урока
1. Внешнее строение стебля
Давайте вспомним, что такое стебель. (Стебель — это осевой орган побега.)
По направлению роста (положению в пространстве) стебли могут быть прямостоячими, лежачими, вьющимися, цепляющимися.
— Приведите примеры растений с различными видами стеблей.
(Ответы учеников.)
Давайте подумаем, какие еще внешние различия можно заметить у разных стеблей. Например, стебли бывают травянистые и одревесневшие.
(Учитель демонстрирует веточку любого дерева и комнатное растение.)
— Для каких жизненных форм растений характерны одревесневшие стебли? (Это деревья, кустарники.)
— А травянистые стебли? (Травы, кустарнички.)
У многих травянистых растений стебли живут только один сезон.
— Что происходит с побегами травянистых многолетних растений зимой? (Они отмирают, а весной появляются новые побеги.)
Стебли могут быть удлиненными, как, например, стебли подсолнечника и пшеницы, а могут быть укороченными.
— Приведите примеры растений с укороченными стеблями. (Подорожник, одуванчик, примула.)
Поперечное сечение одревесневших стеблей чаще всего имеет цилиндрическую форму. У травянистых растений встречаются трехгранные (осока), четырехгранные (крапива, яснотка), округлые (злаки), крылатые (чина лесная) и плоские (рдест) стебли.
2. Внутреннее строение и функции стебля
— Слушая мой рассказ, определите строение различных частей стебля и заполните соответствующую графу таблицы.
(Рассказ учителя о внутреннем строении стебля сопровождается демонстрацией плакатов и слайдов.)
Стебель выполняет опорную функцию, т. е. является опорой для листьев, почек, цветов и плодов. По стеблю перемещаются органические вещества и вода с растворенными в ней минеральными солями, т. е. осуществляется транспортная функция. Вы знаете, что в тканях стеблей некоторых растений происходит отложение
питательных веществ и воды, т. е. они осуществляют также и запасающую функцию.
Прирост древесины осуществляется в основном за счет деления клеток камбия. Чем в более благоприятных условиях образуются клетки, тем крупнее они становятся. Несложно догадаться, что весной при подходящей температуре и достаточном количестве влаги нарастание древесины происходит активнее, чем осенью, когда условия менее благоприятны. Образованная в течение одного года древесина образует годичное кольцо. Годичные кольца видны довольно четко, так как образовавшаяся весной древесина с крупными клетками (ее называют ранней) в результате оказывается рядом с прошлогодней осенней древесиной, которую можно отличить по мелким клеткам (ее называют поздней). Зимой клетки камбия не делятся, а находятся в состоянии покоя.
Для того чтобы успешно выполнять все эти функции, необходимо согласованное действие всех структур и тканей стебля.
Клеточное строение стебля
Слой |
Ткань |
Строение |
Функция |
Кора (кожица Пробка) |
Покровная |
Кожица образована одним слоем клеток с плотными оболочками (присутствует только у молодых побегов). Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Чечевички образованы крупными клетками основной ткани с большими межклетниками |
Защита расположенных глубже клеток от повреждений, излишнего испарения влаги, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен |
Луб |
Проводящая, Запасающая, механическая |
Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток-спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток механической ткани, придающих лубу прочность |
Проведение органических веществ от листьев к корню, запасание питательных веществ |
Камбий |
Образовательная |
Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками |
Деление клеток и рост стебля в толщину |
Древесина |
Основная, проводящая, механическая |
Образована клетками различной величины и формы: сосуды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками |
Проведение воды и минеральных веществ, опорная функция |
Сердцевина |
Основная, запасающая |
Состоит из крупных тонкостенных, неплотно прилегающих друг к другу клеток |
Запасание питательных веществ |
(Проверка выполнения задания.)
Вопросы к классу
— По клеткам какой ткани стебля происходит передвижение различных веществ? (Проводящей.)
— Откуда и куда движутся органические вещества по стеблю? (От листьев к другим частям растения.)
— По каким структурам стебля передвигаются органические вещества? (Ситовидные трубочки — флоэма.)
— Откуда и куда движется вода с растворенными в ней минеральными веществами по стеблю? (От корня ко всем частям растения.)
— По каким структурам стебля происходит движение воды с минеральными веществами? (По сосудам — ксилеме.)
— Почему стебли большинства травянистых растений имеют зеленый цвет? (Зеленые стебли растении содержат хлорофилл.)
— Какую функцию в связи с этим выполняет зеленый стебель растения? (Зеленые стебли растений выполняют фотосинтезирующую функцию.)
Как определить возраст дерева по годичным кольцам на спиле, мы выясним в процессе выполнения практической работы.
П.Р. № 3 “Определение возраста ветки ели по спилу”
1. Рассмотрите поперечный срез ветки ели невооруженным глазом и при помощи лупы.
2. Найдите годичные кольца и подсчитайте их.
3. Зарисуйте спил, подпишите названия частей стебля.
4. Сделайте вывод о том, в каких условиях росло данное дерево.
Вопросы к классу
— Сколько лет росла эта ветка?
— Как вы это определили?
3. Видоизменения стебля
О внешнем строении видоизмененных побегов нам расскажут наши экспериментаторы.
Отчет
Мы провели опыт, доказывающий, что клубень картофеля и луковица являются видоизмененными побегами.
Ход опыта
1. Рассмотрели внешнее строение луковицы. Снаружи луковица покрыта сухими пленочными чешуями, которые защищают ее от испарения влаги и повреждений.
2. Разрезали луковицу вдоль. Нашли и рассмотрели видоизмененный стебель (донце — плотное образование), видоизмененные листья, верхушечную и боковые почки, корни, отрастающие от стебля. Это придаточные корни, которые образуют мочковатую корневую систему.
3. Рассмотрели внешнее строение клубня картофеля. Нашли верхушечную и пазушные почки (глазки), листовые рубцы (бровки). Подсчитали примерное количество глазков на клубне.
Вывод. Клубень и луковица являются видоизмененными подземными побегами. Они растут под землей, в связи с этим изменились, но имеют все части побега — стебель, листья и почки.
(Проведение лабораторной работы в классе.)
Л.Р. № 4 “Внешнее строение корневища, клубня и луковицы”
(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карте на с. 59 учебника.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 10, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.
2. Заполнить графу “Функция” в таблице “Клеточное строение стебля”.