Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Обобщение и систематизация изученного материала (главы 1,2) - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ
Тип урока: урок развивающего контроля.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п.— устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.
Планируемые результаты: объяснять значение изученных понятий; выявлять проблемные зоны в изученных темах и проектировать способы их восполнения; характеризовать изученные органы растений; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.
Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, плакаты “Строение растительной клетки”, “Виды растительных тканей”, “Генеративные органы растения”, “Строение корня” и т. д.
Общие рекомендации. Важно, чтобы ученики, назначенные для подготовки проверочной работы, проявили свои творческие способности.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
Сегодня мы с вами поработаем творчески, повторим изученные темы, решим несколько биологических задач.
1. Растительная клетка
(Задания выполняются с помощью соответствующих плакатов и слайдов.)
1. Назовите части микроскопа, имя его изобретателя, правила работы с этим увеличительным прибором.
2. Определите названия частей растительной клетки и укажите, какие функции они выполняют.
Биологические задачи
1) При рассмотрении растительной клетки под микроскопом хорошо заметна плотная целлюлозная оболочка, которая покрывает живое содержимое клетки.
— Каким образом вода и растворенные в ней вещества проникают через оболочку внутрь растительной клетки? (Через поры.)
2) Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, то можно увидеть движение цитоплазмы в ее клетках, хотя цитоплазма совершенно прозрачна.
— Благодаря чему видно движение цитоплазмы? (Вместе с прозрачной цитоплазмой движутся зеленые пластиды.)
3) В зимнее время на нашем столе можно встретить мороженые фрукты. При оттаивании они выделяют сладковатый сок. Однако хорошо известно, что свежие яблоки такой сок не образуют.
— Как можно объяснить это явление? (При замораживании и последующем размораживании разрушаются клеточные структуры растительной клетки — вакуоли, содержащие растительный сок. Он и выделяется после размораживания.)
4) Клубни сырого картофеля твердые. Но при варке картофель становится рассыпчатым.
— С чем это связано? (При варке разрушается межклеточное вещество.)
Моделирование
— Сконструируйте растительную клетку.
(Необходимо из предложенных частей растительной и животной клеток выбрать только части растительной клетки и правильно их расположить.)
2. Растительные ткани
1. Назовите название растительных тканей по рисункам.
2. Соотнесите ткань и ее функцию.
1 |
Образовательная |
А, В |
2 |
Проводящая |
Д,Е |
3 |
Основная |
Б, Г |
A) рост растения в высоту
Б) запас воды
B) восстановление в месте повреждения растений
Г) накопление органических веществ
Д) поступление воды и минеральных солей в растение из почвы
Е) транспорт органических веществ из листа в другие органы растения
3. Вставьте пропущенные слова.
Ткань — это группа клеток, сходных по_________ (строению) и выполняющих___________________________ (одинаковую функцию). Кожица чешуи лука — пример______________ (покровной) ткани. Внутренний “скелет” растения представлен_ (механической) тканью. Образовательная ткань состоит из__________ (молодых) клеток с тонкой оболочкой. Сосуды древесины — это_ (проводящая) ткань.
Блиц-опрос
— Какая ткань обеспечивает питание растений на свету? (Основная ткань, содержащая хлорофилл.)
— В каких органах расположена эта ткань? (Во всех зеленых частях растения.)
— Клетки какой ткани могут накапливать питательные вещества в растении? (Основной запасающей ткани.)
— В каких органах растения находится эта ткань? (В стеблях, плодах.)
— Какие вещества в ней откладываются? (Органические вещества — жиры, белки, углеводы.)
— С клетками какой ткани связана способность растений к заживлению ран? (Образовательной ткани.)
— Клетки какой ткани придают прочность всему растению либо отдельным его частям? (Механической.)
— В каких органах находится эта ткань? (В стебле, листе, корне.)
— Как называются ее клетки? (Волокна.)
— С клетками какой ткани связано передвижение веществ по растению? (Проводящей ткани. По сосудам проводится вода с минеральными солями, по ситовидным трубкам луба — вода с органическими веществами.)
— Какие растительные ткани состоят только из живых клеток, а какие представлены отмершими клетками? (Мертвые клетки образуют сосуды проводящей ткани, фрагменты механической и покровной — пробку. Все остальные ткани состоят из живых клеток.)
3. Генеративные органы растения — цветок, плод, семя
1. Объясните смысл пословиц: “От плохого семени не жди доброго племени”, “Кто срезал цветок, тот срезал и семя”.
2. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
— Некоторые (почти все) ветроопыляемые растения цветут весной до распускания листьев.
— Обычно ветроопыляемые растения имеют крупные {маленькие, незаметные) цветки с ярким ароматом {без запаха).
— Соцветия имеют только {не только) ветроопыляемые растения.
— Нектар у ветроопыляемых растений выделяется в утренние и вечерние часы {вообще не выделяется).
3. Соотнесите название растения и способ распространения его плодов.
1 |
С помощью животных |
А, Б, В, Г, Е |
2 |
С помощью ветра |
Д, Ж |
A) барбарис Д) тополь
Б) рябина Е) репейник
B) рожь Ж) одуванчик
Г) дуб
Биологические задачи
1) Давно замечено, что среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, но не деревья.
— Почему у большинства деревьев, обитающих в средней полосе, цветки некрупные и неяркие? (Деревья меньше нуждаются в таком признаке, как величина и яркость цветков, так как из-за достаточной высоты они могут опыляться при помощи ветра. Травянистые и кустарниковые растения зависят от насекомых-опылителей, поэтому у них яркие цветки.)
2) Ученые давно обратили внимание на такую закономерность: весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветами, а летом — с белыми и желтыми.
— Как это объяснить? (Синие и фиолетовые цветки в еще безлиственном лесу более заметны для насекомых-опылителей. Венчик цветка такой окраски воспринимает весной больше тепла. Желто-белая окраска цветков летом предохраняет их от перегрева, цветки хорошо видны опылителям на фоне зеленых растений.)
3) В истории освоения новых земель европейцами хорошо известен следующий исторический факт. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые переселенцы из Европы. Они посеяли клевер, который раньше там не произрастал. Клевер прекрасно рос, но семян не давал и не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить семена из Европы.
— Почему клевер не мог размножаться? (Не было опылителей — шмелей и пчел.)
4) В период цветения одно соцветие клевера дает 8 мг нектара.
— Сколько соцветий должна опылить пчела, чтобы собрать 1 г меда? (125 соцветий.)
— А 1 кг меда? (125 000 соцветий.)
5) Семена фасоли и лука посеяли в песчаную почву на разную глубину: 1 и 10 см соответственно.
— Что будет с этими семенами? (Чем крупнее семя, тем глубже его нужно сажать. При мелкой посадке фасоли семена могут подсохнуть и прекратить развитие, а при глубоком посеве семян лука они загнивают, так как не могут пробиться на поверхность.)
6) Нередко в зернохранилище происходит самовозгорание семян.
— В чем причина этого явления? (Если в зернохранилище попали недостаточно просушенные семена, то они начинают прорастать; при этом выделяется достаточно тепла для возгорания семян.)
4. Корень
1. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
— Рост корня происходит за счет деления клеток в основании (на кончике) корня.
— Кончик корня покрыт клетками зоны всасывания (корневым чехликом).
— Корневой чехлик защищает от повреждения зону всасывания (деления).
— Всасывание растворов минеральных солей осуществляется с помощью корневого чехлика (корневых волосков).
— Большую часть корня занимает зона деления (проведения).
2. Расположите зоны корня в правильной последовательности, начиная с его верхушки.
1) зона всасывания
2) зона роста
3) зона проведения
4) зона деления
Ответ: 4213
3. Соотнесите название растения и тип корневой системы.
1 |
Стержневая |
Б, В, В, Е, Ж |
2 |
Мочковатая |
А,Г,Д |
A) пшеница Д) рожь
Б) одуванчик Е) картофель
B) морковь Ж) фасоль
Г) лук
Биологическая задача
Ученые взяли для опыта некоторое количество песка, глины, перегноя, минеральных солей. Все это механически перемешали и добавили немного воды.
— Можно ли приготовленную смесь назвать почвой? (Нет, в ней не хватает живых организмов.)
Блиц-опрос
— Что такое плодородие почвы? (Плодородие почвы — это способность почвы обеспечивать растения всеми необходимыми веществами.)
— Как можно его повысить? (С помощью удобрений.)
— Какие агротехнические приемы усиливают образование корней у растений? (Окучивание — придаточные корни; пикировка — придаточные и боковые корни.)
— У каких культурных растений человек использует в пищу корнеплоды? (Морковь, репа, редис.)
— Что такое корневые волоски? (Корневой волосок — боковой вырост стенки покровной ткани корня.)
— Какова их функция? (Всасывание воды с растворенными в ней минеральными солями и укрепление корня в почве.)
5. Побег
1. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
— Почка — зачаточный стебель (побег).
— Различают верхушечные, боковые и придаточные (пазушные) почки.
— Из вегетативной (генеративной) почки развивается цветок.
— Спящие почки — это почки, которые не раскрываются до весны (раскрываются только при определенных условиях).
2. Определите на рисунке тип побега. (Прямостоячие, вьющиеся, ползучие, цепляющиеся побеги.)
3. Отметьте верные утверждения.
1) У ландыша в почве имеются и корневища и корни (да).
2) Луковица - видоизмененный побег (да).
3) Клубни развиваются на концах корней (нет).
4) Корневище — видоизмененный корень (нет).
5) Клубень и луковица участвуют в вегетативном размножении (да).
Биологические задачи
1) На 1 га поля высажено 400 шт. капусты. Каждое растение испаряло 1 л воды в сутки. Рассчитайте необходимое количество влаги для выращивания урожая на площади 100 га в течение двух летних месяцев. (100 га - 40 000 растений, 40 000 л воды в сутки. 2 месяца = 61 день = 2 440 000 л воды.)
2) Что общего у картофеля, лука, моркови? Почему морковь в этой “компании” можно считать лишней? (Общее — используются человеком, но у моркови корнеплод, а у картофеля и лука — видоизмененные подземные побеги.)
3) Хорошо известно, что растение повилика обвивается только вокруг живых растений, а хмель — вокруг столбов, беседок.
— Как это можно объяснить? (Повилика — растение-паразит.)
4) Самую большую крону имеет священный баньян, растущий с 1787 г. в ботаническом саду Калькутты. Окружность его кроны составляет 412 м, а площадь — 1,2 га.
— Что помогает поддерживать крону баньяна? (Придаточные ходульные корни.)
5) Из листьев росянки ученые выделили два вещества: конин, обладающий паралитическим действием, и муравьиную кислоту, уничтожающую гнилостные бактерии.
— Что происходит в листьях росянки благодаря этим веществам? (Росянка — насекомоядное растение, и эти вещества нужны ей для парализации и обеззараживания насекомых.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Подведение итогов работы на уроке, выставление отметок.)
— На следующем уроке мы проведем биологический конкурс, к которому вам необходимо подготовиться — самостоятельно изучить тему “Минеральное питание растений и значение воды”.
Домашнее задание
Прочитать § 13 учебника.