Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Дары Нового и Старого Света - МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
Тип урока: урок рефлексии.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные, игровые.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п.— устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.
Планируемые результаты: называть родину наиболее распространенных культурных растений; характеризовать значение растений в жизни человека; выявлять проблемные зоны в изученных темах и проектировать способы их восполнения; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.
Оборудование и материалы: учебник, магнитная или интерактивная доска; листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры, коробка с отверстиями для рук, изображения овощей и фруктов
Общие рекомендации. Необходимо подготовить для каждой команды листы с заданиями. Некоторые задания можно представить на интерактивной доске.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
Наши далекие предки подметили, что из случайно просыпанных семян собранных ими растений вырастают новые растения. Они попробовали сами посеять семена. Затем семена самых ценных и питательных растений люди вновь высаживали в землю. Открывая новые земли, путешественники и мореплаватели привозили на родину новые растения. Щедрее других частей света оказалась Азия — она подарила людям пшеницу, рожь, много овощей и фруктов.
Сегодня каждый узнает для себя что-то новое и интересное. Вам предстоит выполнить задания и решить интересные биологические задачи, а еще мы проведем несколько увлекательных конкурсов.
(Класс делится на команды, каждая команда выбирает своего капитана и подбирает название (например, “Задорные морковки”, “Остроумные луковицы”).)
Я желаю вам успеха — пусть каждая команда покажет свои знания!
(Представление команд. Капитаны объясняют названия своих команд.)
Конкурс “Загадки с грядки”
(Учащийся, который первым поднимает руку и правильно отвечает, получает 1 балл. В следующем задании первой начинает отвечать на вопросы команда, набравшая большее количество баллов.)
— Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил... (лук).
— Набирай скорее в миску краснощекую... (редиску).
— Отыскали наконец и зеленый... (огурец).
— Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет... (картошка).
— Завалился на бочок лежебока... (кабачок).
— Разве в огороде пусто, если там растет... (капуста)!
— Удивляет горожан темнокожий... (баклажан).
— За ботву, как за веревку, можно вытянуть... (морковку).
— Кто, ребята, не знаком с белозубым... (чесноком)'.
— Держится за землю крепко, вылезать не хочет... (репка).
Конкурс эрудитов
(Вопросы задаются командам по очереди. За каждый правильный ответ начисляется по 4 балла.)
— В Средние века француз в день свадьбы вместе с пожеланием сохранить до глубокой старости здоровье, зрение и слух получал корзину, наполненную этими овощами. Что это за растение? (Лук.)
— “Отец медицины” Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы, а знаменитый римский врач Гален назвал его золотым корнем. Что это за растение? (Морковь.)
— Это растение в разные времена и различных странах называли “чуньо”, “тартуфель”, “чертовы яблоки”, “нечестивый плод”. Что это за растение? (Картофель.)
— В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за растение? (Лук.)
— Древние римляне назвали это растение “карота”. В этом овоще много витамина А, который необходим для роста и хорошего зрения. Что это за растение? (Морковь.)
— В каком овоще наибольшее количество витамина С? (В болгарском перце.)
— Какой овощ в свежем виде имеет самый большой срок хранения? (Тыква. Она может храниться почти год.)
— Почему подмороженные клубни картофеля сладкие? (В них крахмал превращается в сахар.)
— Что означает слово “помидор”? (В переводе с итальянского “pomo d,oro” означает “золотое яблоко”.)
— Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? (В них образуется ядовитое вещество соланин.)
— Что означает слово “томат”? (Жители Перу это растение называли “томатль” — крупная ягода.)
Конкурс “Угадай на ощупь”
Учитель помещает в коробку с отверстиями для рук по одному объекту (яблоко, груша, морковь, персик, апельсин, свекла и т. д.). Представители команд должны на ощупь определить название растения.
Конкурс анаграмм
(Каждой команде выдается лист с анаграммами. Время на выполнение задания 3—4 мин. Побеждает команда, расшифровавшая большее количество анаграмм.)
Црепе (перец), десир (редис), кварюб (брюква), шурга (груша), апер (репа), пенсутр (турнепс), пацнеши (пшеница), зубра (арбуз), керьда (редька), жабналак (баклажан), сажарп (спаржа), набан (банан), локобя (яблоко), клесва (свекла).
Конкурс “Овощная арифметика”
(Каждой команде выдается лист с текстом задач. После того как одна из команд справится с заданием, остальные команды сдают свои ответы. За каждый верный ответ начисляется 1 балл.)
— Для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней. Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачка в грунт 1 июня? (30 июля.)
— Испанцы узнали о картофеле в 1553 г. из “Хроник Перу” путешественника Педро Чеза де Леона. В Россию картофель был завезен Петром I в 1700 г. На сколько лет позже россияне “познакомились” с этим растением? (На 147лет.)
— На стебле брюссельской капусты расположены листья, в пазухах которых образуются маленькие кочанчики. На пяти стеблях брюссельской капусты 450 кочанчиков. Сколько их на одном стебле брюссельской капусты? (90шт.)
Конкурс загадок
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа. (Лук.)
Желтая курица
Под плетнем дуется.
Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лежа. (Тыква.)
С перьями, да не птица,
В чешуе, да не рыба. (Лук.)
Есть красавица одна —
И румяна, и стройна,
Хоть в землянке век живет,
А большой от всех почет. (Морковь.)
Белые кисти —
Напрасный наряд.
Зеленые кисти —
Опасный яд.
Но под ногой —
Клад дорогой. (Куст картофеля.)
Девушка Аленушка Посадила зернышко,
Летом выросло на грядке Маленькое солнышко. (Подсолнечник.)
Литературный конкурс
(Задания зачитываются учителем вслух, отвечает ученик, который первым поднимет руку. За каждый верный ответ начисляется 3 балла.)
— Какие упомянутые в стихотворении растения — дары Нового Света, а какие — Старого Света?
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!
И суп овощной получился неплох!
Ю. Тувим
(Картофель — дар Нового Света, все прочие овощи — Старого Света.)
— Как в сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей” назывался ручей в Цветочном городе? (Огурцовая река.)
— Какой овощ сеяли мужик и медведь в русской народной сказке “Вершки и корешки”? (Репу.)
— С помощью какого растения распознали настоящую принцессу в знаменитой сказке Х.-К. Андерсена? (Гороха. Сказка “Принцесса на горошине”.)
— Что предложила свинка, баюкая непослушного мышонка, в “Сказке о глупом мышонке” С. Маршака? (“Две морковки подарю”.)
Конкурс капитанов “Кастрюля”
(Капитаны должны прочитать текст и распознать растения. За каждый верный ответ начисляется 1 балл.)
— Это двулетнее растение относится к семейству Крестоцветные. Его дикорастущий предок обитал в районе Средиземноморья. Отварное блюдо из этого овоща в Древнем Египте подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Славяне возделывают это растение с XI в. Оно стало основой русских национальных блюд. (Капуста.)
— Долгое время это растение в Европе высаживали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Придворные дамы украшали свои прически его цветами. И только через 200 лет этот овощ появился на крестьянских полях и огородах. (Картофель.)
— Римляне считали, что мужество и сила солдат увеличивается при употреблении этого растения, а египтяне воздавали ему почести как божеству. Средневековые рыцари носили его на груди как талисман. Они верили, что он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. (Лук.)
— Это двулетнее растение относится к семейству Зонтичные Его дикорастущий предок обитал в Азии. По содержанию каротина, который в организме человека легко переходит в витамин А, он превосходит другие овощи. (Морковь.)
— Какое блюдо можно сварить в кастрюле из всех этих овощей? (Щи.)
Конкурс-аукцион
Команды по очереди называют блюдо, в рецепт которых входит картофель. Выигрывает команда, которая назовет очередное блюдо последней.
III. Рефлексивно-оценочный этап
— Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, сегодня в ходе игры вы узнали много интересной и полезной информации
(Оценка работы на уроке. Учитель определяет команду-победителя. Членов этой команды можно наградить отметками “5”.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 29, выполнить задания в конце параграфа.
2. Помочь дома маме приготовить блюда из овощей.