Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Ботаника наука о растениях. Разделы ботаники - Царство Растения - Многообразие живых организмов
Цели
• Создать обстановку заинтересованного изучения школьниками ботаники — науки о растениях.
• Охарактеризовать историю возникновения ботаники как науки и ее роль в жизни людей.
• Познакомить учащихся с разделами ботанической науки.
Средства обучения: карта центров происхождения культурных растений; портрет Н.И. Вавилова; книги о растениях; живые и гербарные материалы дикорастущих и культурных растений; букеты цветов; научно-популярные книги об истории ботаники.
Опорные точки
• Исторические сведения о возникновении и развитии ботаники — науки о растениях.
• Значение работ русских ученых для ботанической науки.
• Основные разделы ботаники и их взаимосвязь.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Беседа о значении и роли растений для людей, с элементами игры “Один день без растений” (школьникам предлагается перечислить последствия исчезновения растений и всех изделий из них в окружающей обстановке с целью формулирования вывода о ценности растений).
2. Рассказ о возникновении основ ботанической науки с характеристикой некоторых этапов ее развития.
3. Изучение школьниками сведений о важнейших событиях в истории ботаники (ч. 1, с. 59) с обсуждением роли отечественных ученых в развитии этой науки.
4. Объяснение особенностей основных разделов ботаники на основе таблицы на с. 60 (рис. 53) с одновременным выяснением степени заинтересованности школьников.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Перечислите названия знакомых вам растений по группам. Сколько получилось? Назовите свое любимое растение.
2. Когда и почему зародилась ботаническая наука?
3. Каковы заслуги Аристотеля в создании основ ботаники?
4. С чем связано выделение особых разделов в единой науке о растениях?
5. Почему в настоящее время почти во всех странах мира самыми актуальными становятся экологические проблемы? Чем занимаются экологи?
6. Вы уже прочитали информацию о создании “Аптекарского огорода”. Выскажите свое соображение по поводу того, что распоряжаться этим огородом стал Московский госпиталь.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 12.
2. Выполните задание 1 на с. 136.