Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Отдел Покрытосеменные - Царство Растения - Многообразие живых организмов
Цели
• Продолжить формирование представлений об усложнении организации растительных организмов на примере покрытосеменных.
• Познакомить учащихся с разнообразием жизненных форм, с признаками одно- и двудольных растений; с учением Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
• Продолжить развитие интереса к изучению покрытосеменных растений.
• Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи при ответах на вопросы.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие строение цветка, процессы опыления и оплодотворения, классификацию покрытосеменных растений; цветущие комнатные растения; букеты из цветущих растений; иллюстрации, демонстрирующие разнообразие цветковых растений и места их обитания; гербарные экземпляры различных покрытосеменных растений.
Опорные точки
• Крупнейший отдел современных высших семенных растений — покрытосеменные; их участие во всех биогеоценозах Земли.
• Деревья, кустарники, травы — разнообразные формы покрытосеменных; однолетние, двулетние, многолетние травянистые растения.
• Принципиальное отличие покрытосеменных растений от всей флоры Земли — это наличие цветка и плода как органов размножения и расселения.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Рассказ о появлении покрытосеменных растений, потеснивших все другие растения благодаря особенностям строения и размножения.
2. Беседа и выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями о разнообразии жизненных форм и строении покрытосеменных.
3. Рассказ об особых органах размножения и расселения цветковых растений — цветках и плодах.
4. Итоговая беседа с комментированием учащимися текста “Значение покрытосеменных растений” (ч. 1, с. 99).
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Сколько видов покрытосеменных растений изучено в настоящее время? Почему ученые полагают, что видов этих растений значительно больше?
2. Почему именно покрытосеменные выполняют главенствующее значение в образовании всего растительного покрова нашей планеты?
3. Охарактеризуйте самые важные особенности цветковых растений, позволяющие им распространяться в самых разных природных условиях.
4. Почему покрытосеменные растения могут участвовать в формировании климата на отдельных территориях и по всему земному шару?
5. Перечислите группы цветковых растений, обеспечивающие людей питанием, промышленными товарами и пр.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 22.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 100.
3. Составьте список покрытосеменных растений, произрастающих рядом со школой или вашим домом.
4. Найдите среди комнатных растений покрытосеменные; опишите признаки, свойственные только этому отделу.