Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Размножение мхов и папоротников - Размножение растений
Цели
• Создать представление о споровом размножении папоротникообразных растений, обратить особое внимание на различие во внешнем виде спорофитов и гаметофитов мхов и папоротников.
Средства обучения: таблицы, схемы, фотографии, иллюстрирующие особенности размножения споровых растений; живые или гербарные экземпляры мхов и папоротников.
Опорные точки
• Преимущественный способ размножения мхов и папоротников — при помощи спор.
• Гаметофит мхов — зеленое хорошо развитое растение.
• Гаметофит папоротников — самостоятельный организм.
• Зародыш заростка папоротника — начало спорофита.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Беседа-характеристика об общих признаках размножения растений с помощью спор.
2. Рассказ о процессе размножения кукушкина льна как типичного представителя листостебельных мхов, с подчеркиванием особенностей строения гаметофита и спорофита.
3. Объяснение процесса размножения папоротников с характеристикой доминирования спорофита в жизненном цикле.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (ч. 2, с. 12 — 13) с целью усвоения знаний о процессах, происходящих на заростках.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Почему размножение растений с помощью спор определено учеными как более древнее, чем половое?
2. Охарактеризуйте процесс развития спорофита у кукушкина льна.
3. Что дает начало развитию гаметофита мха? С какой группой растений имеет сходство такое растительное образование?
4. Какое поколение в жизненном цикле папоротников может произрастать много лет и почему?
5. Как называют подвижные гаметы папоротников и мхов? В каких частях этих растений они образуются?
6. Изучите схему “Жизненный цикл кукушкина льна” (ч. 2, с. 11, рис. 206) и охарактеризуйте процесс и результат прорастания спор.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 41.
2. Выполните задание 3 на с. 38.