Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ - Экология и развитие растительного мира

Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год

Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ - Экология и развитие растительного мира

Цели

• Начать формирование представления о растительном сообществе (фитоценозе) как сложном комплексе взаимодействующих растений, обитающих на одной территории.

• Сформировать представление о смене растительных сообществ и причинах этого явления.

• Подвести школьников к выводу о необходимости ответственного отношения к природе и охрану растительного мира.

Средства обучения: таблицы или схемы с изображением экосистемы луга (леса); гербарные экземпляры лесных, полевых и луговых растений; таблицы, схемы, иллюстрирующие смену экосистем (березняка — еловым лесом, водоема — болотом и пр.); гербарные экземпляры типичных растений разных растительных сообществ; книги по охране природы.

Опорные точки

• Растительные сообщества: естественные и искусственные.

• Лес как пример растительного сообщества.

• Естественные причины изменения сообществ.

• Изменения сообществ под воздействием человека.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Рассказ о растительном сообществе и его главном признаке — обязательных связях между разными видами растений.

2. Изучение школьниками текста учебника (ч. 2, с. 109 — 110) с целью конкретизации знаний об особенностях растительного сообщества — леса.

3. Беседа о причинах естественной смены сообществ, с конкретными примерами этого явления.

4. Обобщающая беседа о растительных сообществах, создании в них условий для выживания многих видов растений на основе разных типов взаимоотношений между растительными организмами.

II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала

1. На каком основании леса называются березняком, дубравой, осинником? Какие растения преобладают в таких сообществах?

2. Почему не везде могут успешно произрастать дубравы?

3. Каким образом лесные растения выживают в разных условиях освещенности?

4. Объясните, каким образом растения в сообществах зацветают и дают семена не в одно и то же время. Какое это имеет значение для их выживания?

5. Почему происходят изменения растительных сообществ?

6. Какими могут быть естественные смены сообществ леса или водоема?

7. Каким образом деятельность людей вызывает необратимые изменения растительных сообществ? Приведите примеры.

8. Нарисуйте схему распределения растений смешанного леса по надземному и подземному ярусам.

III. Домашнее задание

1. Изучить § 56.

2. Выполнить задание 5 на с. 138.






Для любых предложений по сайту: [email protected]