Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Одноклеточные и многоклеточные организмы - Клеточное строение организмов
Цели
• Закрепить знания о клеточном строении организмов путем изучения особенностей строения и функционирования одноклеточных и многоклеточных организмов.
• Вызвать интерес к познанию многообразия живых организмов на Земле.
Средства обучения: таблицы с изображением различных организмов: одноклеточных, многоклеточных, колониальных; чучела, гербарные экземпляры, модели, иллюстрирующие многообразие живых существ.
Опорные точки
• Многообразие живых существ, образующих биосферу нашей планеты; особое положение в ней вирусов.
• Особенности строения и функционирования одноклеточных прокариотических и эукариотических организмов.
• Многоклеточные организмы, их ткани и органы.
• Строение и жизнедеятельность колониальных организмов.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Рассказ об обилии живых существ, имеющих различное строение: от микроскопических одноклеточных — до гигантов многоклеточных.
2. Беседа о строении прокариотических и эукариотических одноклеточных организмов, их приспособленности к выживанию в среде обитания.
3. Самостоятельное изучение школьниками текста учебника на с. 16 — 17 с целью установления принципиальных отличий многоклеточных организмов от одноклеточных.
4. Рассказ о промежуточном положении колониальных организмов между одно- и многоклеточными.
5. Обобщающая беседа о клеточном строении организмов, о клетке как структурно-функциональной единице, образующей ткани и органы многоклеточных организмов.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Перечислите как можно больше организмов. Докажите, что на Земле их великое множество.
2. Какие у одноклеточных организмов имеются специальные органоиды, которые помогают приспосабливаться к изменению среды обитания, питаться и т.д.?
3. Какова роль тканей и органов в многоклеточном организме?
4. Какое строение имеет вольвокс и почему его нельзя отнести к группе многоклеточных организмов?
III. Домашнее задание
1. Изучите § 4.
2. Используя материал учебника (с. 22—23), подготовьте небольшое сообщение об особенностях строения и функционирования хромосом.