БИОЛОГИЯ 8 класс - разработки уроков
Органы обоняния, слуха, вкуса и осязания
Цель урока:
· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения органа обоняния, вкуса, осязания.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент План урока.
Методы контроля знаний (опрос).
1 вариант:
№ 112 стр. 42;
№ 115 стр. 43;
№ 118 стр. 44;
№ 121 стр. 45.
2 вариант:
№ 113 стр. 42;
№ 116 стр. 43;
№ 119 стр. 44;
№ 122 стр. 45.
Основная часть (новый материал) 5-7 мин.
Обоняние — способность воспринимать запахи.
Обонятельные рецепторы - воспринимают запахи, находятся в верхней полости носа. Обонятельные клетки снабжены ресничками. Эти реснички и воспринимают молекулы пахучих веществ. Эти молекулы растворяются в слизистой оболочке носа. Эти вещества, растворяясь, раздражают обонятельные рецепторы. Появляется возбуждение и через обонятельный нерв передается в кору больших полушарий.
Орган вкуса.
Определяет вкус пищи. Вкусовые рецепторы находятся на поверхности языка и слизистой оболочке ротовой полости в так называющихся грибовидных, листовидных сосочках и вкусовых луковицах. Ощущение вкуса воспринимается в результате раздражения вкусовых рецепторов. Пищевые продукты раздражают ворсинки рецепторов. Появляющиеся сигналы передаются по нервным волокнам в определенные отделы головного мозга. Поверхность языка воспринимает разные вкусовые особенности разными участками языка стр. 69 рис. 35.
Осязание и кожная чувствительность.
Определяет форму, плотность, температуру, боль и другие свойства предметов. Такие же ощущения воспринимает слизистая оболочка рта, носа, языка, глотки, и других внутренних органов. Рецепторов кожи больше всего на ладонях, на кончиках пальцев и на губах.
Физминутка.
Наружное |
Среднее |
Внутреннее |
Ушная раковина Слуховой проход Барабанная перепонка |
полость, заполненная воздухом соединена с носоглоткой евстахиевой трубой, а так же есть молоточек и наковальня |
улитка и извилистые каналы (вестибулярный аппарат) |
Методы контроля знаний (закрепление материала) 5-7 мин.
Заполнить таблицу на стр. 68.
Подготовить вопросы по гигиене и особенностях нарушений органов чувств.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.
Выполнить задания на стр. 69.
1 вариант - А
2 вариант - В
3 вариант – С
Вопросы на стр. 70:
1 в. - 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19;
2 в. - 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.
Итоговый контроль, анализ урока.
Д/З П. 19, 20.