ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Педагогическая

цель

Создать условия для формирования представления о гуморальной регуляции организма; раскрыть роль гуморальной регуляции в жизнедеятельности организма

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреции, железы внешней секреции; различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции; распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы; будет знать особенности строения и работы желез эндокринной системы; железы внутренней секреции; железы внешней секреции

Личностные

результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Гуморальная регуляция, железа, гормон

Оборудование

Демонстрации: “Модели головного мозга, органов чувств”, “Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов”

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Гуморальная регуляция. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81749/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний, индивидуальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль.

- Что собой представляет система органов? (Это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.)

- Какие системы органов вы знаете? (Дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, гуморальная, скелетная, мышечная, органов размножения.)

- Какую роль в организме играет мочевыделительная система? Какие органы к ней относятся? (Освобождает организм от мочевины и жидких продуктов обмена веществ; к ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.)

- Какие функции выполняет опорно-двигательная система? (Выполняет двигательную, защитную функции, поддерживает тело в пространстве.)

- Что такое орган? Приведите примеры. (Орган - это часть тела, имеющая определенную форму, строение и расположение и приспособленная для выполнения специфической функции. Примеры: почки, легкие, печень, желудок.)

- Что такое функциональная система? Какова ее роль в организме? (Функциональная система - это объединение нескольких система органов для выполнения определенной деятельности, требующей согласованной их работы.)

- Охарактеризуйте основные функции кровеносной и дыхательной систем. (Транспорт кислорода и углекислого газа, газообмен между организмом и окружающей средой.)

- Какие функции в организме человека выполняет нервная система?

(Координирует работу всех органов нашего тела.)

- Что из себя представляет эндокринный аппарат? (Он объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные вещества, которые влияют на процессы жизнедеятельности.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Вы рассмотрели системы органов и их функции. Как же регулируется работа всех этих органов? Благодаря каким структурам организм может работать как единое целое? Сегодня на уроке мы с вами об этом и узнаем. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

— В течение урока вы сможете ответить на вопрос - чем занимается врач-эндокринолог. Узнаете, что турецкое седло - это не только приспособление для поездки на лошади, но и очень важная часть нашего тела

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Вспомните особенность эпителиальной ткани человека. (Клетки плотно прилегают друг к другу, мало межклеточного вещества; образует железы.)

- Различают два основных вида желез: железы внешней и внутренней секреции. Железы внешней секреции - железы, которые выделяют специальные вещества (секрет) на поверхность тела, в полые органы или полости тела. К ним относятся потовые, млечные, пищеварительные железы. Они имеют собственные протоки, через которые секрет и выделяется.

В отличие от желез внешней секреции, железы внутренней секреции не имеют собственных протоков, а потому выделяют вырабатываемые ими вещества в кровь, с током которой эти вещества движутся в организме. Эти особые вещества называются гормонами.

Гормоны (“гармао” - побуждаю) - биологически активные вещества, которые выделяются железами внутренней секреции и поступают в кровь. Регуляция функций организма через кровь активными химическими веществами - гормонами - называется гуморальной. Гуморальная регуляция организма человека осуществляется с помощью желез внутренней секреции. Любое нарушение их работы приводит к болезни, а нередко и к смерти. Гормоны влияют на рост и развитие организма, регулируют обмен веществ, поддерживая его в норме. Их роль проявляется при нарушении функций этих желез.

Все процессы жизнедеятельности регулируются двумя системами: нервной и эндокринной. Сегодня мы более подробно рассмотрим эндокринную систему и гуморальную регуляцию организма человека. Задание. Используя текст учебника в параграфе “Гуморальная регуляция”, найдите и выпишите особенности гуморальной регуляции. Для выполнения работы у вас будет 5 минут.

Контролирует выполнение работы, далее организует фронтальную проверку.

Особенности гуморальной регуляции:

• осуществляется с помощью гормонов;

• гормоны поступают в тканевую жидкость или кровь;

• гормоны влияют на строго определенные клетки, ткани, органы;

• гормоны действуют в очень маленьких количествах, они быстро разрушаются и должны поступать в кровь вновь;

• гормоны регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов;

• гормоны вырабатываются железами внутренней секреции (эндокринной системой), имеющими массу всего несколько граммов.

- Теперь вы без труда сможете ответить на вопрос, в какой области работает врач-эндокринолог. (Он диагностирует и производит коррекцию деятельности эндокринных желез.)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)


Рассказ учителя.

Записи в тетрадях

- Пришло время познакомиться с железами внутренней секреции.

На с. 47 учебника вы найдете анатомический рисунок с изображением всех желез эндокринной системы.

Демонстрирует, используя ЭОР и иллюстрации эндокринных желез на презентации или таблицах. Объясняет и показывает их местоположение, рассказывает об основной роли этих желез для организма:

- В полости черепа, в особом углублении его костей, которое получило название “турецкое седло”, располагается гипофиз. Гормоны, выделяемые гипофизом, осуществляют регуляцию работы других желез внутренней секреции, а также воздействуют на многие реакции обмена веществ.

Щитовидная железа расположена на передней стенке гортани. Она образована особыми пузырьками, в которых вырабатывается гормон. Гормон щитовидной железы отвечает за интенсивность обмена веществ.

Поджелудочная железа обладает смешанной секрецией: часть ее клеток выделяет ряд пищеварительных ферментов, попадающих через протоки в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция), а скопления других клеток вырабатывают гормон, который выделяется непосредственно в кровь (внутренняя секреция).

Надпочечники - небольшие парные железы, расположенные на верхних полюсах почек. Надпочечники иногда называют железами стресса. Они выделяют особый гормон. Почему их именно так называют, вы узнаете на следующем уроке.

В головном мозге имеется отдел, называемый гипоталамусом. В нем имеются клетки, которые вырабатывают особые белковые вещества, стимулирующие или тормозящие выработку гормонов гипофиза. Другими словами, гипофиз реагирует на химические вещества, поступившие из гипоталамуса, и выделяет свои гормоны. При этом гипоталамус и гипофиз работают как единый механизм. Главной гормональной системой организма является согласованная работа следующих желез: гипоталамус - гипофиз - надпочечники. Они являются важнейшими регуляторами всех физиологических процессов организма. Гипоталамус в этой системе выполняет роль высшего подкоркового эндокринного регулятора: он выделяет факторы стимуляции гипофиза

Рассматривают иллюстрации с железами внутренней секреции, слушают, выделяют необходимую информацию, записывают

Характеризуют расположение в организме человека основных эндокринных желез

Наблюдение

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Беседа по вопросам учителя

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу об особенностях работы гормонов в организме. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между работой гипофиза и гипоталамуса. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников.

- Каковы особенности желез внутренней секреции? Чем они отличаются от желез внешней секреции? (Железы внутренней секреции не имеют собственных протоков, а потому выделяют вырабатываемые ими вещества в кровь.)

- Какую роль играют гормоны? (Регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов.)

- Назовите основные особенности гормонов. (Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции и поступают в тканевую жидкость или кровь; влияют на строго определенные клетки, ткани, органы; действуют в очень маленьких количествах и регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов.)

- Назовите железы внутренней секреции. (Щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, гипофиз.)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Используют алгоритм при решении задач

Фронтальный опрос

V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие вопросы вызвали у вас наибольший интерес?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 46-50

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]