ОРГАНЫ ЧУВСТВ, ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ОСЯЗАНИЯ, ОБОНЯНИЯ, ВКУСА И ИХ АНАЛИЗАТОРЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ОРГАНЫ ЧУВСТВ, ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ОСЯЗАНИЯ, ОБОНЯНИЯ, ВКУСА И ИХ АНАЛИЗАТОРЫ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений об органах чувств; способствовать развитию умения называть различия между понятиями “анализатор” и “орган чувств”

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметныерезультаты

Обучающийся будет знать определения понятий: орган чувств, рецептор, анализатор; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов; научится давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор; называть органы чувств человека, их анализаторы; выделять особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов; характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; организовывать свою учебную деятельность; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Орган чувств, анализатор, рецептор, чувствительный нейрон

Оборудование

Аудиозаписи голосов птиц, журчания ручья; яркие картины с изображением радуги, синего неба, зеленой травы и др.

Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Кожно-мышечная чувствительность. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001 a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b 1 db44/81756/?interface=pupil&class=50&subject=29

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Обоняние. Вкус. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b 1 db44/8175 7/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

- Каково значение вегетативной нервной системы в организме человека? (Управляет деятельностью нашего организма все время, вне зависимости от нашего сознания: благодаря ей мы дышим, наш желудок переваривает пищу и др.)

- Какое влияние на работу органов оказывают симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы? (См. таблицу “Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на деятельность некоторых органов”.)

- Объясните, в чем проявляется совместная деятельность соматической и вегетативной нервной системы. (Высшие центры вегетативной регуляции в гипоталамусе работают как единое целое, обеспечивая быструю и надежную регуляция всех систем организма. Для того чтобы понизить артериальное давление крови, необходимо снизить частоту и силу сердечных сокращений. Этот эффект достигается одновременным снижением симпатических и усилением парасимпатических влияний на сердце).

- Какую функцию выполняет соматическая нервная система? (Она подчинена воле человека и регулирует работу поперечнополосатой мускулатуры.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Для мотивации и восприятия новой информации учитель может использовать звуковой ряд или ряд ярких иллюстраций по ходу своего рассказа.

- Мы можем в ярких красках описать небо, зелень, радугу. Мы слышим голоса птиц, журчание ручья, различаем мелодии. Какие структуры в нашем организме обеспечивают восприятие всей этой информации? Благодаря чему мы можем четко различать звуки, определять цвет, ощущать структуру объекта?

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

- Благодаря нервной системе мы с вами реагируем на изменения в окружающей обстановке. Но информацию об окружающем мире человек получает через органы чувств. Об органах чувств и анализаторах мы сегодня с вами и поговорим, рассмотрим, какие у нас имеются органы чувств и чем различаются анализаторы, какую роль они играют для нашего организма

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Наблюдают, осуществляют анализ объекта

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- С помощью каких структур мы с вами чувствуем боль? температуру окружающей среды? (С помощью рецепторов.)

- Рецепторы воспринимают действие только адекватного раздражителя. То есть орган зрения реагирует только на свет (солнечные лучи), орган слуха - только на звуковые волны. Рецептор способен частично анализировать раздражение, после чего в нем возникает нервный импульс, который поступает в определенный отдел головного мозга. Благодаря каким структурам возможна передача раздражения от рецептора в ЦНС? (Благодаря чувствительным нейронам.)

Задание. Используя текст учебника, найдите определение понятия “анализатор” и выделите составные части анализатора.

Контролирует выполнение работы, организует проверку: Анализаторы - системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.

Анализатор состоит из периферического отдела (рецепторов), проводникового отдела (нервных путей) и центрального отдела (центр, анализирующий информацию).

Функции анализаторов:

1) обнаружение и различение сигналов;

2) преобразование и кодирование сигналов;

3) передача сигналов;

4) анализ, классификация и опознание сигналов.

- А теперь давайте попробуем провести небольшой эксперимент. Закройте глаза. Дотроньтесь правой рукой до левой руки. (Выполняют.)

- Дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа. (Выполняют.)

- Откройте глаза. Даже с закрытыми глазами, вы можете дотронуться безошибочно до любой части тела. Все это возможно благодаря тому, что в мышцах и в их сухожилиях располагаются многочисленные рецепторы, передающие в мозг информацию о степени растяжения каждой мышцы, об опорно-двигательном аппарате. Эта информация поступает в мозжечок и двигательную зону (теменную область) коры больших полушарий. Мышечное чувство позволяет нам очень быстро и точно контролировать позу всего тела и положение его отдельных частей.

Осязание - это комплекс ощущений, возникающий при раздражении нескольких видов рецепторов кожи. Рецепторы могут реагировать на холод и тепло - это терморецепторы, на давление, прикосновение и т. д. Информация от всех этих рецепторов собирается в спинной мозг и по проводящим путям белого вещества поступает в ядра таламуса, а оттуда - в высший центр тактильной чувствительности (область задней центральной извилины коры больших полушарий). (Учитель обязательно показывает соответствующий участок коры больших полушарий.)

- А что же нам позволяет различать запахи, вкус? Как мы можем реагировать на разные запахи, вкусы в окружающей среде? Об этом вам необходимо будет подготовить сообщение через 7 минут. Для работы у вас есть учебник и дополнительная литература. Вам необходимо раскрыть следующие вопросы: 1) какие рецепторы, как они воспринимают информацию; 2) по какому пути движется раздражение; 3) в какой отдел коры больших полушарий приходит раздражение.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль:

- Обонятельный анализатор обеспечивает обоняние — восприятие различных запахов. Обонятельные рецепторы расположены в слизистой оболочке верхней части носовой полости. Чтобы запах был почувствован, частицы вещества (молекулы) должны попасть в полость носа и связаться с рецептором. Путь в мозг для информации о запахах очень короткий. Импульсы от обонятельного эпителия поступают прямо на внутреннюю поверхность височных долей, где в обонятельной зоне и формируется ощущение запаха.

- Больше всего вкусовых рецепторов, восприимчивых к кислому и соленому, расположено по бокам языкам, к сладкому - на кончике языка, а к горькому - на корне языка, хотя небольшое число рецепторов любого из этих раздражителей разбросано по слизистой всей поверхности языка. От рецепторов информация о вкусовых раздражителях по нервным волокнам поступает в средний мозг, ядра таламуса и, наконец, во внутреннюю область височных долей коры больших полушарий, где расположены высшие центры вкусового анализатора. Вкусовые ощущения формируются раньше всех других

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Выполняют упражнения

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Работа с таблицами

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о постоянно действующем непрерывном потоке информации, о процессах, происходящих внутри и вне организма. Каждый вид информации поступает в центральную нервную систему человека через соответствующий анализатор, обеспечивающий ее восприятие через специализированные органы чувств, доставку по нервным путям в определенный участок мозга, а также анализ этой информации и создание ощущения.

- Чем отличается анализатор от органа чувств? (Орган чувств только воспринимает раздражение, а анализатор представляет собой систему, которая обрабатывает и анализирует информацию.)

- С помощью каких органов чувств человек познает окружающий мир? (Органы осязания, обоняния, зрения, вкуса, слуха.)

Распознают и описывают на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющаябеседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 76-77, с. 91-99.

Дополнительно: составить презентацию по теме “Органы чувств”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение















Для любых предложений по сайту: [email protected]