ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ АППАРАТА ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о необходимости двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека; научится использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы, находить в тексте учебника информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Динамическая работа, статическая работа, мышечное утомление |
Оборудование |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Работа мышц. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3- a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/8176 l/?interface=pupil&class=50&subject=29 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a4-a000-4ddd- Ь736-200046Ь1db58/81810/ |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль, индивидуальный контроль |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. - Назовите основные функции скелета. Из каких отделов состоит скелет туловища? (Из позвоночника и грудной клетки.) - Какие парные кости составляют мозговой отдел черепа? (Височные, теменные.) - Благодаря каким особенностям строения позвоночника обеспечивается его упругость? (Тела позвонков полуподвижно соединены между собой через хрящевые межпозвоночные диски и удерживаются при помощи многочисленных связок. Благодаря такому соединению большая часть позвоночника является упругой и гибкой.) - Из скольких позвонков состоит позвоночник? (Из 33-34 позвонков.) - Какую роль играют позвоночные изгибы? (Обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках.) - Из каких отделов состоит скелет человека? Какие функции выполняет скелет? - Опишите химический состав костей. - Благодаря чему кости могут срастаться и расти? - Какие соединения костей вы знаете? Приведите примеры. - Какую функцию выполняет грудная клетка? - Какое строение имеют позвонки? - Что из себя представляет надкостница? - Что такое эпифизы? - Из каких костей состоит пояс верхних конечностей? - Назовите кости нижней конечности. - Что собой представляет таз? Какую функцию он выполняет? - Как можно предупредить развитие искривления позвоночника? (Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Нельзя носить тяжелый портфель в одной руке, его необходимо перекладывать из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями.) - Что такое плоскостопие и как его предупредить? - Назовите основные меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. (Необходимо выполнять физические упражнения, носить рюкзак, ходить босиком, носить свободную обувь, принимать витамины и правильно питаться.) - Есть ли необходимость соблюдения правил здорового образа жизни и мер профилактики? (Да, для того чтобы быть здоровым.) - Назовите основные функции скелетных мышц. (Скелетные мышцы выполняют в организме следующие функции: передвижение человека и частей его тела, поддержание позы, дыхательные движения, жевание, глотание, мимика лица, защита внутренних органов.) - Что является основой скелетных мышц? (Основой скелетных мышц является поперечнополосатая мышечная ткань.) - Из чего состоят мышечные волокна? (Внутри каждого волокна располагаются тонкие сократительные нити — миофибриллы. Они состоят из сократительных белков двух видов - актина и миозина.) - Назовите группы мышц, их представителей и выполняемые ими функции. (Ответ см. в уроке 31.) - Почему люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны хорошо питаться? (Физическая работа требует большого количества энергии.) - Следует ли выполнять физические упражнения? И к чему может привести малоактивный образ жизни? (Да, следует; при малой активности мышцы постепенно разрушаются, и человеку становится сложно выдерживать большие физические нагрузки; малоактивный образ жизни может привести к ожирению.) - Что такое мышечное утомление? (Явление, при котором наблюдается снижение работоспособности мышц, называется мышечным утомлением.) - С чем связана утомляемость мышц? (Утомляемость мышц связана с накоплением продуктов обмена веществ в мышцах, отсутствием энергии и утомлением нейронов в нервной системе.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя. Выполнение заданий |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности |
Беседа по вопросам |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Выдвигает проблему. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Предлагает сравнить строение тела тренированного и нетренированного человека; показывает скелет прямого и искривленного позвоночника. - Что необходимо делать для того, чтобы иметь красивое, натренированное тело, а не обвисшие ткани и мышцы? Что предпринимать для того, что иметь красивую осанку и хорошую походку? - Как искривление позвоночника связано с болезнью внутренних органов? Почему среди людей, занимающихся неподвижной работой, чаще наблюдаются заболевания сердечно-сосудистой системы? К чему может привести малоактивный образ жизни? Обо всем об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно- следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здоровья. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. - Какие структуры осуществляют движение у человека? (Опорно-двигательная система, которая состоит из скелета и мышц.) - Совершенно верно, опорно-двигательная система обеспечивает не только двигательную, но и защитную функции. Регуляция работы скелетных мышц осуществляется нейрогуморальным путем. Работа мышц требует больших затрат энергии. Систематические тренировки способствуют увеличению объема мышц, их силы и работоспособности, а это, в свою очередь, влияет на физическое развитие всего организма. Утомление мышц и их постепенное восстановление после отдыха - нормальные физиологические явления, которые являются естественным защитным механизмом, предотвращающим нарушение работы всего организма. Гиподинамия - это настоящая болезнь современных людей, характеризующаяся снижением двигательной активности. Почему же проблема гиподинамии стала такой актуальной в последнее время? К чему может привести малоактивный образ жизни? У вас будет 5 минут для того, чтобы подумать и записать основные последствия гиподинамии. Учитель контролирует выполнение работы. Организует взаимопроверку в парах, а затем коллективную проверку выполнения упражнения. - Происходят атрофические изменения в мышцах, костной ткани; нарушается обмен веществ, снижается синтез белка; снижается работоспособность организма; наблюдается ожирение; у детей гиподинамия может привести к неправильному формированию организма; деформируется позвоночник; развивается лень и др. В результате гиподинамии атрофируется сердечная мышца, развиваются заболевания сердечнососудистой системы, нарушается кровообращение, к органам и тканям приходит мало кислорода, от чего особенно страдает головной мозг. - Какие меры необходимо предпринимать для того, чтобы избежать развития гиподинамии и ее последствий? Вам также будет дано 5 минут для того, чтобы подумать и записать свои мысли. Контролирует выполнение работы, организует взаимопроверку в парах, а затем коллективную проверку выполнения упражнения. - У взрослых: увеличение физической активности - посещать бассейн, спортзал, заниматься фитнесом, аэробикой, танцами. Устраивать походы в лес, катание на лыжах и велосипеде. Для детей можно предпринять следующие меры: обязательное посещение уроков физической культуры в школе, делать зарядку, чаще находиться на свежем воздухе, посещать секции и спортивные кружки; можно заниматься, и не обязательно профессионально, гимнастикой, танцами. - Опорно-двигательная система отличается особой надежностью и прочностью. Она выдерживает огромные нагрузки, но нельзя забывать о необходимости профилактики травматизма. Под травматизмом понимают совокупность травм у определенных групп населения. Различают два основных вида травматизма: 1) производственный (на рабочем месте) и 2) непроизводственный (бытовой, транспортный, спортивный и др.) травматизм. Чаще всего травматизм наблюдается у лиц молодого возраста (дети, подростки, молодежь), среди мужского населения и у пожилых людей. - С чем связано возрастание травматизма у пожилых людей? (С возрастом скелет становится хрупким и подверженным переломам; пожилые люди не могут резко реагировать на происходящее; у них слабые мышцы, они могут упасть.) - Основой профилактики травматизма является соблюдение правил техники безопасности в школе, на улице, на уроках физической культуры и на работе |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Записывают, рассуждают |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию. Выделяют последствия гиподинамии |
Устные ответы на вопросы учителя |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил техники безопасности в школе, на улице, на уроках физической культуры и на работе. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между здоровым образом жизни, соблюдением правил техники безопасности и случаями травматизма. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Необходимо больше двигаться, посещать секции и спортивные кружки, заниматься гимнастикой, фитнесом, аэробикой, танцами, посещать бассейн, спортзал. Устраивать походы в лес, катание на лыжах и велосипеде. Для детей можно предпринять следующие меры: обязательное посещение уроков физической культуры в школе, дома делать зарядку |
Акцентируют внимание на необходимости вести активный образ жизни |
Выявление причинно-следственных связей между здоровым образом жизни, соблюдением правил техники безопасности и случаями травматизма |
Устные ответы на вопросы учителя |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Итоговая беседа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Учебник, с. 122-126; прочитать записи в тетради; подготовиться к контрольной работе по теме “Опора и движение” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Карточки с заданиями по теме “Опорно-двигательная система”
Карточка 1 |
Карточка 2 |
1. Объясните понятия: мышцы-антагонисты, мышцы-разгибатели, диафрагма, сухожилия. 2. Рассмотрите рисунок. Объясните строение мышцы. Ответы: 1. Мышцы-антагонисты - мышцы, которые работают в противоположном направлении, выполняют противоположные функции; мышцы-разгибатели - мышцы, которые разгибают сустав, выпрямляют конечность; диафрагма - мышца, разделяющая грудную и брюшную полости; сухожилия - это утолщения соединительнотканной оболочки - фасции, с помощью которых мышцы прикрепляются к костям. 2. Основой скелетных мышц является поперечнополосатая мышечная ткань. Она состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечную исчерченность волокон, способных сокращаться. Внутри каждого волокна располагаются тонкие сократительные нити - миофибриллы. Они состоят из сократительных белков двух видов - актина и миозина. Волокна собраны в пучки, каждый из которых покрыт оболочкой из соединительной ткани. Пучки, в свою очередь, собраны в скелетную мышцу и тоже покрыты общей соединительнотканной оболочкой - фасцией |
1. Назовите отделы скелета (см. рисунок справа). 2. Какую функцию выполняет скелет? Ответы: 1. Скелет состоит из скелета головы (черепа), скелета туловища, скелета пояса верхних конечностей, скелета пояса нижних конечностей, скелета свободной верхней конечности, скелета свободной нижней конечности. 2. Скелет выполняет следующие функции: 1) Опора тела и скелета. Опорная функция проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться. 2) Двигательная. Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. 3) Защитная. Кости скелета защищают внутренние органы от травм. 4) Обмен веществ. В костях находится основной запас минеральных солей: соединения кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. Кроме того, в костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения |