ПИЩЕВАРЕНИЕ. ПИЩА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ. ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ И ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ПИЩЕВАРЕНИЕ. ПИЩА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ. ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ И ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Педагогическая цель

Сформировать представление о процессе пищеварения, о значении пищи для организма; рассмотреть строение и функции пищеварительной системы

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся; особенности строения органов пищеварительной системы человека; объяснять роль питательных веществ в организме; характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения; распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения; будет знать питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся; особенности строения и органы пищеварительной системы человека

Личностные

результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека

Метапредметные

универсальные

учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей).

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; будет применять приемы работы с информацией формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информацию, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Питательные вещества, рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, ферменты, железы

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Контролируют правильность ответов обучающихся.

- Какие вы знаете питательные вещества? (Белки, углеводы, жиры.)

- Для каких целей организм использует данные вещества? (Для получения энергии, без которой живые организмы не могут существовать.)

- Как питаются зеленые растения? (С помощью процесса фотосинтеза.)

- Как называются организмы, которые питаются готовыми веществами? (Гетеротрофы.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации.

Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цепи урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.

Эпиграф к уроку: Мы -то, что мы едим.

- Давайте поставим перед собой вопрос: жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить? (Ответы учащихся.)

- Питание - одна из составляющих обмена веществ. Оно представляет собой совокупность процессов, включающую поступление, переваривание, всасывание и усвоение организмом веществ, необходимых для поддержания его нормальной жизнедеятельности.

Чем же отличаются питательные вещества от продуктов питания? Какие вещества обязательно должны входить в рацион питания? Все это мы раскроем на сегодняшнем уроке

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены (здорового образа жизни). Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации.

- Человеку для нормального роста, развития и жизнедеятельности необходимо постоянное поступление в его организм основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Все эти вещества входят в состав разнообразных продуктов питания. Вопрос:

- Чем питание отличается от пищеварения? (Питание - поступление пищи в организм, а пищеварение - переработка пищи.)

- Совокупность процессов поступления, переваривания, всасывания и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, называют питанием. Питание, в свою очередь, является частью обмена веществ.

Вопрос:

- Выделите группы, на которые можно разделить пищу. (Животного, растительного происхождения; белковая, углеводная, жировая.)

- Белки - важная часть питания человека. Белки нашего организма имеют тот же состав, что и белки пищи. Животные белки по своему составу ближе к белкам человека, чем растительные.

Какие продукты, на ваш взгляд, богаты животными белками? (Мясо, рыба.)

- Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, бобовые и зерновые культуры, орехи.

Жиры могут поступать в организм человека как с животной, так и с растительной пищей. Жиры животного происхождения чаще всего твердые, а жиры растительного происхождения - жидкости (например, растительное масло). Липиды являются основным строительным материалом плазматической мембраны клеток. Кроме этого, жиры являются важным источником энергии.

Растительные продукты богаты в большей степени углеводами, или сахарами. Глюкоза и фруктоза в больших количествах содержатся во фруктах и овощах. Углеводы являются главным источником энергии для человека.

В продуктах растительного и животного происхождения содержатся вещества, необходимые нашему организму в очень маленьких количествах. Но они играют очень важную роль в обмене веществ. Это витамины. Вместе с пищей и водой в организм должны поступать и минеральные соли. Они участвуют в процессах обмена веществ, а также при формировании скелета и зубов.

Белки выполняют в организме человека ряд важных функций:

- строительная (пластическая) функция - белки входят в состав всех биологических мембран, составляют основу мышц;

- транспортная функция - гемоглобин крови является переносчиком кислорода;

- сократительная функция - актин и миозин мышц отвечают за сокращение мышц;

- защитная функция - антитела, обеспечивающие иммунитет, являются белками.

Пищеварение - это процесс, в ходе которого поглощенная пища преобразуется в форму, пригодную для использования организмом.

Вопрос:

- Выделите, из каких этапов складывается пищеварение? (Механическая и химическая обработка пищи.)

- В результате физических процессов (измельчения пищи, пережевывания) и разнообразных химических реакций, протекающих под действием пищеварительных соков и ферментов, углеводы, белки и жиры расцепляются до более простых веществ, которые могут быть использованы в обмене веществ. Пищеварение происходит в органах пищеварения. Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала (тракта) и пищеварительных желез.

Рассказ учителя сопровождается иллюстрацией отделов пищеварительного канала:

- Пищеварительный канал составляет в длину 8-10 м. Он состоит из следующих отделов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник. Стенка пищеварительного канала состоит из трех слоев: наружного (соединительная ткань), среднего (мышечная ткань) и внутреннего (эпителиальная ткань). Мышечный слой полости рта, глотки и верхней трети пищевода состоит из поперечнополосатых мышц (человек может регулировать работу этих отделов пищеварительного канала), а мышечный слой нижележащих отделов представлен гладкими мышцами.

Вопрос:

- Какой отдел нервной системы регулирует работу гладких мышц внутренних органов? (Вегетативная нервная система.)

- Внутренняя оболочка канала содержит многочисленные железы, образованные эпителиальной тканью. Железы вырабатывают пищеварительные ферменты и слизь. Пищеварительные ферменты обеспечивают химическое расщепление пищи.

Вопрос:

- Какую функцию выполняет слизь? (Обеспечивает прохождение пищи и защиту эпителиальной ткани, выстилающей поверхность пищеварительного канала.)

- Основные пищеварительные железы: три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа. Это железы внешней секреции. В чем их особенность? (Они имеют собственные протоки.)

- По протокам эти железы выделяют специальные секреты в полость пищеварительного канала.

Основными функциями органов пищеварения являются:

- механическая и химическая переработка пищи;

- всасывание питательных веществ;

- выведение из организма непереваренных остатков пищи

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Составляют схему:

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости знать строение пищеварительной системы для соблюдения правил питания и здорового образа жизни. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между соблюдением правил здорового образа жизни и здоровьем. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует обучающихся внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Что такое питание и какова его роль в обмене веществ? (Питание - поступление питательных веществ в организм в виде пищи.)

- Назовите основные питательные вещества. (Белки, жиры, углеводы.)

- Из каких отделов состоит пищеварительный канал? (Он состоит из следующих отделов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник.)

- В чем особенность строения стенок пищеварительного канала? (Стенка пищеварительного канала состоит из трех слоев: наружного (соединительная ткань), среднего (мышечная ткань) и внутреннего (эпителиальная ткань). Мышечный слой полости рта, глотки и верхней трети пищевода состоит из поперечнополосатых мышц (человек может регулировать работу этих отделов пищеварительного канала), а мышечный слой нижележащих отделов представлен гладкими мышцами.)

- Какая пища богата углеводами? (Растительная.)

- Каков состав пищеварительной системы человека? (Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала (тракта) и пищеварительных желез.)

- Каково значение пищеварительных желез? (Железы вырабатывают пищеварительные ферменты и слизь.)

- Почему вредно для организма придерживаться вегетарианства?

(С животной пищей в организм поступают необходимые для организма белки и питательные вещества.)

- Какой пищи необходимо употреблять больше: растительной или животной? (Пища должна быть сбалансирована: в ней необходимо присутствие и растительной, и животной пищи.)

Отвечают на вопросы учителя

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух


V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 171-174; дополнительно: создать презентацию по теме “Пищеварительная система”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]