ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ПИЩЕВАРЕНИЕ. ПИЩА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ. ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ И ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Педагогическая цель |
Сформировать представление о процессе пищеварения, о значении пищи для организма; рассмотреть строение и функции пищеварительной системы |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся; особенности строения органов пищеварительной системы человека; объяснять роль питательных веществ в организме; характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения; распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения; будет знать питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся; особенности строения и органы пищеварительной системы человека |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей). Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; будет применять приемы работы с информацией формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информацию, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Питательные вещества, рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, ферменты, железы |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Контролируют правильность ответов обучающихся. - Какие вы знаете питательные вещества? (Белки, углеводы, жиры.) - Для каких целей организм использует данные вещества? (Для получения энергии, без которой живые организмы не могут существовать.) - Как питаются зеленые растения? (С помощью процесса фотосинтеза.) - Как называются организмы, которые питаются готовыми веществами? (Гетеротрофы.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя |
Вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цепи урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Эпиграф к уроку: Мы -то, что мы едим. - Давайте поставим перед собой вопрос: жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить? (Ответы учащихся.) - Питание - одна из составляющих обмена веществ. Оно представляет собой совокупность процессов, включающую поступление, переваривание, всасывание и усвоение организмом веществ, необходимых для поддержания его нормальной жизнедеятельности. Чем же отличаются питательные вещества от продуктов питания? Какие вещества обязательно должны входить в рацион питания? Все это мы раскроем на сегодняшнем уроке |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены (здорового образа жизни). Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. - Человеку для нормального роста, развития и жизнедеятельности необходимо постоянное поступление в его организм основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Все эти вещества входят в состав разнообразных продуктов питания. Вопрос: - Чем питание отличается от пищеварения? (Питание - поступление пищи в организм, а пищеварение - переработка пищи.) - Совокупность процессов поступления, переваривания, всасывания и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, называют питанием. Питание, в свою очередь, является частью обмена веществ. Вопрос: - Выделите группы, на которые можно разделить пищу. (Животного, растительного происхождения; белковая, углеводная, жировая.) - Белки - важная часть питания человека. Белки нашего организма имеют тот же состав, что и белки пищи. Животные белки по своему составу ближе к белкам человека, чем растительные. Какие продукты, на ваш взгляд, богаты животными белками? (Мясо, рыба.) - Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, бобовые и зерновые культуры, орехи. Жиры могут поступать в организм человека как с животной, так и с растительной пищей. Жиры животного происхождения чаще всего твердые, а жиры растительного происхождения - жидкости (например, растительное масло). Липиды являются основным строительным материалом плазматической мембраны клеток. Кроме этого, жиры являются важным источником энергии. Растительные продукты богаты в большей степени углеводами, или сахарами. Глюкоза и фруктоза в больших количествах содержатся во фруктах и овощах. Углеводы являются главным источником энергии для человека. В продуктах растительного и животного происхождения содержатся вещества, необходимые нашему организму в очень маленьких количествах. Но они играют очень важную роль в обмене веществ. Это витамины. Вместе с пищей и водой в организм должны поступать и минеральные соли. Они участвуют в процессах обмена веществ, а также при формировании скелета и зубов. Белки выполняют в организме человека ряд важных функций: - строительная (пластическая) функция - белки входят в состав всех биологических мембран, составляют основу мышц; - транспортная функция - гемоглобин крови является переносчиком кислорода; - сократительная функция - актин и миозин мышц отвечают за сокращение мышц; - защитная функция - антитела, обеспечивающие иммунитет, являются белками. Пищеварение - это процесс, в ходе которого поглощенная пища преобразуется в форму, пригодную для использования организмом. Вопрос: - Выделите, из каких этапов складывается пищеварение? (Механическая и химическая обработка пищи.) - В результате физических процессов (измельчения пищи, пережевывания) и разнообразных химических реакций, протекающих под действием пищеварительных соков и ферментов, углеводы, белки и жиры расцепляются до более простых веществ, которые могут быть использованы в обмене веществ. Пищеварение происходит в органах пищеварения. Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала (тракта) и пищеварительных желез. Рассказ учителя сопровождается иллюстрацией отделов пищеварительного канала: - Пищеварительный канал составляет в длину 8-10 м. Он состоит из следующих отделов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник. Стенка пищеварительного канала состоит из трех слоев: наружного (соединительная ткань), среднего (мышечная ткань) и внутреннего (эпителиальная ткань). Мышечный слой полости рта, глотки и верхней трети пищевода состоит из поперечнополосатых мышц (человек может регулировать работу этих отделов пищеварительного канала), а мышечный слой нижележащих отделов представлен гладкими мышцами. Вопрос: - Какой отдел нервной системы регулирует работу гладких мышц внутренних органов? (Вегетативная нервная система.) - Внутренняя оболочка канала содержит многочисленные железы, образованные эпителиальной тканью. Железы вырабатывают пищеварительные ферменты и слизь. Пищеварительные ферменты обеспечивают химическое расщепление пищи. Вопрос: - Какую функцию выполняет слизь? (Обеспечивает прохождение пищи и защиту эпителиальной ткани, выстилающей поверхность пищеварительного канала.) - Основные пищеварительные железы: три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа. Это железы внешней секреции. В чем их особенность? (Они имеют собственные протоки.) - По протокам эти железы выделяют специальные секреты в полость пищеварительного канала. Основными функциями органов пищеварения являются: - механическая и химическая переработка пищи; - всасывание питательных веществ; - выведение из организма непереваренных остатков пищи |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Составляют схему: |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости знать строение пищеварительной системы для соблюдения правил питания и здорового образа жизни. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между соблюдением правил здорового образа жизни и здоровьем. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует обучающихся внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Что такое питание и какова его роль в обмене веществ? (Питание - поступление питательных веществ в организм в виде пищи.) - Назовите основные питательные вещества. (Белки, жиры, углеводы.) - Из каких отделов состоит пищеварительный канал? (Он состоит из следующих отделов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник.) - В чем особенность строения стенок пищеварительного канала? (Стенка пищеварительного канала состоит из трех слоев: наружного (соединительная ткань), среднего (мышечная ткань) и внутреннего (эпителиальная ткань). Мышечный слой полости рта, глотки и верхней трети пищевода состоит из поперечнополосатых мышц (человек может регулировать работу этих отделов пищеварительного канала), а мышечный слой нижележащих отделов представлен гладкими мышцами.) - Какая пища богата углеводами? (Растительная.) - Каков состав пищеварительной системы человека? (Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала (тракта) и пищеварительных желез.) - Каково значение пищеварительных желез? (Железы вырабатывают пищеварительные ферменты и слизь.) - Почему вредно для организма придерживаться вегетарианства? (С животной пищей в организм поступают необходимые для организма белки и питательные вещества.) - Какой пищи необходимо употреблять больше: растительной или животной? (Пища должна быть сбалансирована: в ней необходимо присутствие и растительной, и животной пищи.) |
Отвечают на вопросы учителя |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
|
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 171-174; дополнительно: создать презентацию по теме “Пищеварительная система” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |