ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПОЧЕК
Педагогическая цель |
Сформировать представление об органах выделения, строении и функциях почек |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена; распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы; будет знать органы мочевыделительной системы, меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеполовой канал, нефрон, первичная моча, вторичная моча, фильтрация |
Оборудование |
Таблицы и иллюстрации по теме “Строение почек” |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Выделение. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81774/?interface=:catalog&class-50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль знаний |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль: первый ученик пишет о витаминах А, Е, второй ученик — о витаминах В, D. Осуществляет фронтальный контроль. - Что такое витамины? (Витамины - это биологически активные вещества, которые в микроскопических количествах встраиваются в молекулы ферментов и помогают им обеспечивать обмен веществ в организме.) - Как называется состояние, при котором количество витаминов недостаточно? (Гиповитаминоз.) - Как называется заболевание, при котором нарушаются процессы обмена веществ из-за недостатка витаминов? (Авитаминоз.) - В каких продуктах питания содержится витамин С? (В свежих овощах и фруктах: шиповнике, лимоне, черной смородине, капусте.) - Какие последствия развиваются при нехватке витамина D? (Недостаток витамина D приводит к размягчению костей, их деформации - рахиту.) - Что происходит при недостатке витамина С? (При недостатке витамина С повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость инфекциям. Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию - цинге, при котором на фоне общей слабости развиваются одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах: выпадают зубы.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя, самостоятельная работа с карточками-заданиями |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Из предыдущих тем вы уже знаете, что каждый живой организм - открытая система. Это значит, что определенные вещества поступают в организм, а конечные продукты, в том числе и азотистого обмена, выводятся из организма наружу. Продуктами белкового обмена веществ является аммиак. Это вещество вредно для организма, поэтому он переводится в мочевину и вместе с излишками воды выводится из организма. Сегодня мы более подробно рассмотрим строение органов выделения, чья работа помогает поддерживать постоянство внутренней среды организма. |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают |
Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному-выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Какие конечные продукты обмена образуются в клетках тканей? (В результате окисления углеводов и жиров образуются углекислый газ и вода, а при расщеплении белков еще и аммиак.) - Какое значение имеет для организма выделение конечных продуктов обмена? (Конечные продукты обмена веществ в организме не используются, а излишек их вреден, поскольку может привести к нарушению работы систем органов и органов.) - Какой из вышесказанного можно сделать вывод? (Конечные продукты обмена веществ выводятся из организма; в обратном случае нарушается постоянство внутренней среды.) - Основными органами выделения являются почки, через которые удаляются азотсодержащие продукты распада белков, избыток воды, некоторые соли и другие вещества. Таким образом, почки поддерживают постоянное соотношение воды и солей в организме. Выделение продуктов обмена веществ осуществляется и другими путями. Вопрос: - Каким образом выводятся излишки воды из организма? (Через легкие в виде паров воды, через потовые железы.) - В анатомии человека органы мочевыделения относят к мочевыделительной системе. Среди органов мочевыделения различают: почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. Найдите их на схеме органов выделения. (Работают со схемой.) - Почки - парные бобовидные органы, расположенные у задней стенки брюшной полости на уровне 1-го и 2-го поясничных позвонков. Масса каждой почки равна приблизительно 150 г. Длина почки в среднем 12 см. Снаружи каждая почка покрыта оболочками из соединительной и жировой ткани. Почка состоит из двух слоев: более темного наружного - коркового и более светлого внутреннего - мозгового. Вогнутый край почки обращен к позвоночнику. В этом месте в почку входят и выходят из нее кровеносные сосуды. В этом же месте в почке находится полость, называемая почечной лоханкой. От почечной лоханки каждой почки отходит мочеточник, соединяющий почку с мочевым пузырем. Каждая почка состоит приблизительно из 1 млн нефронов. Нефрон является функциональной единицей почки и может обеспечивать процесс фильтрации, однако концентрирование мочи происходит только при совместной работе многих нефронов. Отдельный нефрон состоит из капсулы и почечного канальца. За счет высокого давления крови в клубочковых капиллярах вода и небольшие молекулы различных веществ, содержащиеся в плазме крови, проходят через тонкие однослойные стенки и попадают в щелевидное пространство капсулы, от которой начинается почечный канал. Образовавшийся при этом раствор называют первичной мочой. По составу первичная моча близка к лишенной белков плазме крови. Белки из-за большого размера молекул не могут попасть в просвет капсулы. Первичная моча содержит мочевину, сахара, витамины, минеральные соли, аминокислоты. Таким образом, большая часть компонентов первичной мочи необходима организму и не должна удаляться из него. Из просвета капсул первичная моча движется по извитому канальцу, стенки которого способны к обратному всасыванию большинства веществ, содержащихся в первичной моче. При этом из первичной мочи обратно в кровь, проходящую по капиллярам, оплетающим извитые канальцы, поступают вода, соли натрия и калия, глюкоза, витамины, аминокислоты, то есть те вещества, которые организм может использовать в процессах обмена и терять которые было бы опасно для здоровья. В результате концентрирования из первичной мочи в канальцах образуется вторичная моча, которая содержит 98 % воды, 1,8 % мочевины, 0,2 % мочевой кислоты и некоторые минеральные соли. За сутки у здорового человека образуется 1,7-2,0 л вторичной мочи, что составляет примерно 10 % объема первичной мочи. По собирательным трубкам вторичная моча попадает в почечные лоханки и далее по мочеточникам в мочевой пузырь. Мочевой пузырь - гладкомышечный мешок, служащий для сбора мочи. С внешней средой мочевой пузырь соединяется мочеиспускательным каналом. Стенки мочевого пузыря растягиваются, когда он постепенно наполняется мочой, и сокращаются, когда происходит мочеиспускание. Регуляция мочеиспускания осуществляется нейрогуморальным путем. Из почек по мочеточникам постоянно движутся небольшие порции мочи, способствующие постепенному наполнению мочевого пузыря. Мочеиспускание происходит рефлекторно: в центральную нервную систему от рецепторов мочевого пузыря поступает сигнал о том, что его стенки растянуты и, следовательно, накопилось много мочи. В результате из нервной системы приходит сигнал, заставляющий стенки пузыря сократиться и избавиться от мочи. Во время мочеиспускания открывается сфинктер, расположенный между мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом. Стенки пузыря сокращаются, и моча под давлением поступает в этот канал. Именно так все и происходит у маленьких детей! Но в процессе взросления этот рефлекс становится подконтрольным высшим отделам мозга, и мочеиспускание делается произвольным. Задание. Используя текст учебника, выделите, чем отличается первичная моча от вторичной |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Чем отличается первичная моча от вторичной? (Во вторичной моче меньше воды и нет аминокислот, нет глюкозы; выше концентрация мочевины.) - Какие структуры почек фильтруют кровь? (Нефроны.) - Какую функцию выполняет мочевой пузырь? (Это резервуар для накопления мочи.) - Где происходит обратное всасывание мочи? (В извитых канальцах нефрона.) - Какой гормон усиливает обратное всасывание первичной мочи? (Вазопрессин.) |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 199-202; дополнительно: создать презентацию по теме “Выделительная система человека” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |