ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
СИСТЕМА ОРГАНОВ РАЗМНОЖЕНИЯ
Педагогическая цель |
Сформировать представление о системе органов размножения |
Тип, вид урока |
Урок формирования новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится называть особенности строения женской и мужской половых систем; объяснять причины наследственности; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; будет знать особенности строения женской и мужской половых систем; должен уметь распознавать и описывать на таблицах: женскую и мужскую половые системы; органы женской и мужской половых систем |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношения к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Органы размножения, гаметы, половые клетки, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение |
Оборудование |
Иллюстрации, таблицы по теме урока |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Размножение. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81777/?interface=catalog&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся |
Фронтальная беседа, индивидуальный контроль знаний |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Как называются клетки, составляющие основу нашего организма? (Соматические.) - Какие клетки образуются в результате мейоза? (Половые.) - Как называется свойство живых организмов создавать себе подобных? (Размножение.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя |
|
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Человек, как и любое живое существо, способен к воспроизводству себе подобных, то есть к размножению. В процессе размножения от родительских особей к детям передаются признаки, называемые наследственными. Интересно протекают у человека процессы роста и развития, на осуществление которых значительное влияние оказывают как наследственность, так и условия окружающей среды. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. - Как вам уже известно, пол человека определяется совокупностью анатомических, генетических, физиологических и других признаков, отличающих мужской организм от женского. В норме пол человека определяется по первичным половым признакам, обусловленным особенностями анатомического строения органов размножения. Выделяют наружные и внутренние органы размножения, составляющие основу репродуктивной системы человека, различающейся у мужчин и женщин. Половые железы называются гонадами, а половые клетки - гаметами. Гаметы содержат гаплоидный (одинарный) набор хромосом - п. У человека 23 пары хромосом, то есть всего их 46, поэтому в гаметах у человека содержится 23 хромосомы. В состав мужской половой системы входят: внутренние половые органы (семенники, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки) и наружные (половой член и мошонка). Мужские половые железы - семенники (яички) - являются парными органами и расположены в мошонке - кожно-мускульном мешочке. Расположение яичек вне полости тела связано с тем, что нормальное созревание сперматозоидов происходит только при слегка пониженной температуре (35 °С). Семенник состоит из семенных канальцев, в которых с периода половой зрелости и практически до конца жизни мужчины в огромных количествах образуются сперматозоиды. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыводящий проток, а затем смешиваются с веществами, вырабатываемыми простатой и семенными пузырьками, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. Сперматозоиды очень малы и состоят из головки, шейки и жгутика. Женская половая система включает в себя внутренние (яичники, яйцеводы, матка и влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор) половые органы. Женские половые железы - яичники - парные и расположены в брюшной полости. Предшественники яйцеклеток закладываются в организме будущей девочки еще во время ее эмбрионального развития, а их созревание происходит в граафовых пузырьках яичников. Полной зрелости достигают лишь 300-400 яйцеклеток. Период, в течение которого женщина способна к размножению, длится около 30 лет, после чего активность яичников постепенно прекращается. В среднем раз в 28 дней стенка яичника разрывается в том месте, где изнутри к ней прилежит граафов пузырек, и яйцеклетка выходит в брюшную полость, откуда через бахромчатую воронку попадает в яйцевод (маточную трубу). Этот процесс называется овуляцией. Овуляция происходит поочередно сначала в правом, потом в левом яичнике. В то же время на месте лопнувшего пузырька развивается временная железа внутренней секреции - желтое тело, которая вырабатывает гормон прогестерон. Если яйцеклетка будет оплодотворена, то есть наступит беременность, то прогестерон будет обеспечивать протекание беременности. Если же беременность не наступила, то желтое тело на 13-14-й день после овуляции прекращает выделение прогестерона и разрушается. В это время разросшаяся под действием прогестерона слизистая оболочка матки отторгается, при этом лопаются довольно крупные кровеносные сосуды и начинается менструация. Яйцеклетка, попав в яйцевод, начинает продвигаться по направлению к матке за счет сокращения гладких мышц яйцевода, а также движения ресничного эпителия его стенок. В яйцеводе происходит окончательное созревание яйцеклетки, и здесь она может быть оплодотворена сперматозоидом. Если оплодотворения не происходит, то яйцеклетка выходит в полость матки, где разрушается. Оплодотворение - процесс, в результате которого сперматозоид сближается с яйцеклеткой и их ядра, в каждом из которых находится по 23 хромосомы, сливаются в единое целое. Клетку, образовавшуюся в результате оплодотворения, называют зиготой. Ее ядро содержит 46 хромосом, то есть она содержит диплоидный набор хромосом - 2п. Зигота, многократно делясь, дает начало новому организму |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением половых клеток и их функциями. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. - Какие клетки называются гаметами? (Половые клетки.) - Чем отличаются яйцеклетки от сперматозоидов? (Яйцеклетки менее подвижны и содержат большое количество питательных веществ.) - Что такое оплодотворение? (Слияние мужской и женской половых клеток.) - Как называется клетка, которая образуется в результате оплодотворения? (Зигота.) - Какой набор хромосом содержат половые клетки? (Одинарный, или гаплоидный, - п) |
Отвечают на вопросы |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Вопросы учителя, фронтальный контроль |
|
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие интересные факты вызвали у вас вопросы? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 212-216; вопрос: чем отличаются яйцеклетки от сперматозоидов?; дополнительно: заполнить таблицу “Сходство и различия половых клеток”: |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
||
Сперматозоид |
Яйцеклетка |
|||||
См. Ресурсный материал к уроку |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК
Сперматозоид |
Яйцеклетка |
Подвижный |
Относительно неподвижна |
Не имеет запаса питательных веществ |
Имеет запас питательных веществ для будущего организма |
Более мелкие размеры |
Более крупные размеры по сравнению со сперматозоидами |