Биология 9 класс - поурочные разработки
Классификация мутаций. Генетика человека и её методы. Наследственные болезни
Цель урока:
· Обуч: В ходе урока ознакомить с основными методами исследования наследственности и наследственными заболеваниями.
· Воспит. Рассказать о необходимости применения этих методов для диагностики наследственных заболеваний при планировании семьи
· Развив. Развивать навыки самостоятельной работы с учебником, при заполнении таблицы; находить главное, делать выводы, развивать логическое мышление.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.
1 часть Р. Т. № 150, 151, 152 стр. 71, 72.
2 часть устные ответы:
1. Объясните особенности сцепленного наследования.
2. Признаки сцепленные с полом.
3. Дайте определение наследственности и изменчивости. Чем отличается наследственность от изменчивости?
4. Виды изменчивости?
Основная часть (изучение нового материала).
Как вы уже знаете, мутации - это изменения генетического материала особи. Они происходят случайно и могут привести к появлению белков с иным аминокислотным составом и возникновению совершенно новых признаков или свойств. При мутациях может измениться либо единичное основание в ДНК, либо целые гены или хромосомы. Именно размеры мутантного участка легли в основу их классификации.
1. Генные (точковые) мутации - в пределах структуры гена. (1 вариант)
2. Хромосомные мутации (аберрации) - в структуре хромосом. (2 вариант)
Изменения в размерах и форме целой хромосомы.
3. Геномные мутации - изменение числа хромосом, т. е. отклонение в количественном составе. (3 вариант)
Каждый из этих типов мутаций подразделяется по типу произошедших изменений. Так, генные мутации включают в себя:
1. Выпадение нуклеотида, когда ген в целом становится на один нуклеотид короче. В результате такого изменения меняется весь код.
2. Удвоение нуклеотпидов (дупликация). Здесь происходит то же, что и при выпадении, т. е. сдвиг.
3. Вставка нуклеотидов. Появление в генетическом коде нехарактерного для материнской ДНК лишнего нуклеотида. Это одна из форм удвоения.
4. Замена - изменение, связанное с заменой одного нуклеотида другим.
Хромосомные мутации схожи с генными, но изменениям здесь подёргаются не несколько нуклеотидов, а гораздо больший участок, который может включать в себя несколько генов. Представим себе верное расположение генов в хромосоме в виде букв алфавита, где каждая буква соответствует части или целому гену: АБВГДЕ. На этом Примере продемонстрируем, как выглядят различные типы мутаций:
1. Делеция - нехватка. Потеря какого-либо участка хромосомы. Например, АВГЕ — двойная делеция, удалены фрагменты Б и Д.
2. Дупликация - удвоение участка. Например: АББВГДЕ.
3. Инверсия- поворот участка на 180°. Например: АДГВБЕ.
4. Транслокация - обмен участками между двумя негомологич ными хромосомами. Например: ABSGLE.
Все хромосомные перестройки обязательно приводят к изменениям фенотипа, но встречаются гораздо реже точковых мутаций. Они могут быть комплексными, т. е. включать в себя как делецию, так и транслокацию. Примером может служить первая пара хромосом шимпанзе и человека.
Геномные мутации происходят при разрыве нитей веретена деления при мейозе. В результате образуются гаметы с нехарактерным числом хромосом. Если они участвуют в оплодотворении, результатом становится зигота с изменением количества хромосом. Они тоже делятся на три подтипа:
1. Апеуплоидия — потеря или добавление одной или нескольких хромосом. Тогда диплоидный набор выглядит так: 2n±(1-2). Примеры: синдром Дауна или синдром Клаенфельтера у человека - 47 хромосом в диплоидном наборе.
2. Гаплоидия - уменьшение нормального набора хромосом в 2 раза, когда зигота имеет набор хромосом 1n.
3. Полиплоидия - кратное увеличение набора хромосом, когда об разуется зигота 2n+1n; или 2n+2n, 2n+3n и т. д. Следует отметить, что у животных полиплоиды зачастую нежизнеспособны. А у растений они не только жизнеспособны, но и часто обладают большей вегетативной массой. Поэтому у растений многие сорта получают методом искусственного мутагенеза, который вызывает полиплоидию.
Кроме того, мутации подразделяют и по разным другим принципам. Так, например, они бывают:
1) соматические (в клетках тела);
2) гаметотические (в половых клетках);
3) эмбриональные (в клетках эмбриона).
По значению для организма они бывают:
1) вредные — изменение наследственных свойств привело к ухудшению жизнедеятельности;
2) нейтральные - изменений жизненных процессов не произошло;
3) полезные - изменения улучшили какие-то свойства организма. Например, мутантный фермент стал разлагать ранее недоступный корм;
4) летальные — вызывают гибель организма.
По степени проявления мутации относительно немутантного аллеля того же гена бывают доминантными и рецессивными.
По характеру признака или свойства, подвергшегося мутации, они делятся на морфологические (изменение строения), физиологические
(изменение состояния работы органа) и биохимические (изменение биохимических процессов). Возможен и ряд других принципов классификации.
Первые фундаментальные исследования в этой области принадлежат знаменитому ученому Н. И. Вавилову (1887-1943). Он открыл закон гомологических рядов наследственной изменчивости (1920), по которому родственные формы организмов имеют сходный генетический аппарат и, соответственно, сходные изменения (мутации). Зная какие-либо изменения одного вида, можно предвидеть появление подобных форм у других родственных видов. И хотя Н. Вавилов открыл свой закон на порядке злаков, семействе мятликовых (актуальный материал для селекции), закон гомологических рядов выражает общую закономерность мутационного процесса и является теоретической основой разработки методов направленного получения нужных мутаций.
Основные закономерности наследственности живых организмов универсальны. В полной мере они подходят и к человеку. Генетические опыты на человеке, естественно, не проводятся. Но тем не менее для человека тоже установлен принцип наследования большинства генов.
Выделяют несколько методов изучения наследственности человека, (заполнение таблицы).
Метод |
Значение метода |
Практическое применение |
М.Р. стр. 113.
Недостатками генеалогического метода можно считать ограниченность в сборе информации (часто родословные бывают неполными), а также снижение эффективности в связи с небольшим числом потомков в современных семьях (1-2 ребенка).
2. Цитогенетический метод — микроскопическое изучение хромо сом человека. Он основан на окрашивании хромосом и наблюдении за их поведением (электронная микроскопия). Благодаря этому методу было установлено, что у человека 46 хромосом (а не 48, как считалось ранее).
Цитогенетический метод позволяет выявлять заболевания, связанные с изменением размеров, строения, количества или формы хромосом. Так, можно диагностировать трисомию (47 хромосом) на ранних стадиях беременности. Недостатком метода является то, что он непригоден для выявления точечных мутаций и при установлении наследования признака.
3. Близнецовый метод позволяет установить вклад генетических (наследственных) факторов и среды (климат, питание, обучение и вое питание) в формирование фенотипа, развитие конкретных признаков или заболеваний (рис. 85, 86).
Для того чтобы выводы по итогам наблюдений были достоверны, сравнивают однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Однояйцевые близнецы монозиготны и имеют одинаковый набор хромосом, так как являются продуктом одной зиготы, разделившейся на ранней стадии на 2 клетки (или более, например тройняшки), из которых развились два (или больше) зародыша. Разнояйцевые близнецы, или дизиготы, являются результатом развития двух независимых яйцеклеток, которые были оплодотворены I разными сперматозоидами в одно время. Следовательно, дизиготные близ нецы не более родственны генетически, чем просто братья и сестры, так как имеют около 50% идентичных генов. Общая частота рождения близнецов составляет примерно 1%, из них около 1/3 - монозиготы. Сейчас существуют точные методы диагностики монозиготных или дизиготных близнецов. Они не ограничиваются внешним сходством и включают в себя биохимические и иммунологические методы. Так, например, у однояйцевых близнецов происходит 100%-ное приживление пересаженных кусочков кожи, что свидетельствует о их полной генетической совместимости. У дизиготных близнецов приживление «сестринской» кожи никогда не происходит и заканчивается отторжением.
Недостатком близнецового метода является его «узость». Он позволяет только устанавливать роль генотипа в степени проявления признака.
4. Иммуногенетический метод возник на основе изучения наследования групп крови и резус-фактора. Эти методы применяются также для изучения типов наследования иммунных реакций организма. Благодаря этому направлению исследований удается вести планирование семей и избегать гибели плода при возникновении резус-конфликта. Это же направление и его методика применяются при генетическом подборе доноров для трансплантации (пересадки) органов и тканей.
5. Суть биохимического метода заключается в том, чтобы на основе биохимических анализов установить, какие генетические изменения привели к отклонению в обмене веществ. Этот метод применим только к заболеваниям, в результате которых нарушается работа ферментов. Именно так диагностируют, например, сахарный диабет (нарушения в выработке инсулина).
6. Популяционно-статистический метод изучает не генотип отдельного человека, а количество носителей того или иного аллеля и процентное соотношение различных генотипов в популяции, т. е. выявляет структуру генофонда. Генофонд - совокупность всех генов популяции, характеризующаяся определенной частотой генотипов.
В 1908 г. английский математик Дж. Харди и немецкий врач В. Вайнберг смогли разработать формулу, которая сейчас называется уравнением Харди—Вайнберга. Согласно этому уравнению можно рассчитать соотношение генотипов в популяции.
Любой биологический вид (не только человек) не является суммой генетически одинаковых особей. Каждая особь имеет определенный генотип. А сумма всех генотипов называется генофондом (популяций или видов).
Генетические заболевания человека разнообразны. Они могут быть связаны с изменением количества хромосом (болезнь Дауна-47 хромосом), их размеров и формы. Генетические заболевания, связанные с одним геном, будут подчиняться общим закономерностям (см. таблицу).
Текущий контроль, закрепление материала (работа в рабочей тетради).
Итоговый анализ урока. Д/3 п. 43, 44.