Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Предисловие
В соответствии с действующим учебным планом на изучение раздела «Введение в общую биологию» в 9 классе отводится 2 ч в неделю.
Данное методическое пособие написано к учебнику Л. Л. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». Учебник разрабатывался в соответствии с утвержденной программой. Предполагалось, что курс «Основы экологии» будет изучаться в 9 классах общеобразовательных учреждений за счет времени, выделенного на региональный компонент учебного плана. Были возможны два варианта: 1) экология изучается как самостоятельный предмет, и на его изучение из регионального компонента выделяется 2 ч в неделю; 2) экологи» научается в курсе биологии, и в этом случае будет добавляться 1 ч.
В настоящее время нет единого подхода к изучению экологии. В связи с этим мы предлагаем два варианта тематического планирования. Первый вариант планирования предполагает изучение только раздела «Введение в общую биологию» и рассчитан на 2 ч в неделю. Второй вариант рассчитан на 3 ч в неделю. В этом случае изучается весь материал учебника. Следует также учитывать, что в соответствии с новым минимумом биологического образования в основной школе ряд вопросов, изложенных в учебнике, не является обязательным для изучения.
В пособии представлены методические рекомендации по проведению различных типов уроков, лабораторных работ, экскурсий. На каждом уроке следует применять различные методы, приемы и средства обучения.
Организационная часть (оргмомент) и итоги урока являются обязательными структурными единицами любого учебного занятия. Оргмомент должен создать у учащихся настрой на активную познавательную деятельность на уроке. С этой целью учитель сообщает тему, цель и задачи урока, его структуру, мотивы учения. Во время оргмомента учителю важно уловить психологическое состояние учащихся класса и с его учетом возможно даже внести коррективы в методику предстоящего урока.
Анализ результатов учебной деятельности школьников является важным условием эффективности процесса обучения. С этой целью необходимо систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний, овладению умениями, выставлять поурочный балл.
Глубокому и осмысленному усвоению знаний способствуют целенаправленное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений, организация самостоятельной познавательной деятельности. Целесообразно при обучении биологии широко практиковать организацию самостоятельной работы учащихся с учебником, заполнение схем, таблиц, включать учащихся в активное обсуждение изучаемых проблем, используя приемы сравнения, противопоставления, установления причинно-следственных связей. Следует стремиться, чтобы учащиеся сами приходили к правильным выводам, что будет способствовать переходу знаний в убеждения и формированию основ научного мировоззрения.
Особое значение при изучении курса общей биологии приобретают систематизация и обобщение формируемых биологических понятий и проверка их усвоения. С этой целью даны рекомендации по проведению тематических обобщающих уроков.
В настоящее время оснащенность школ различными средствами обучения очень разная. Во многих школах нет даже наборов современных таблиц, и учителя вынуждены использовать самодельные наглядные пособия. В то же время есть школы, имеющие все необходимые средства обучения, включая видеомагнитофоны и компьютеры. В связи с этим в методических рекомендациях мы указываем лишь те средства обучения, которые должны быть в любой школе.
Из возможных вариантов планирования тем и проведения уроков в пособии дается один. В зависимости от имеющегося учебного оборудования, а также особенностей учащихся класса творчески работающий учитель всегда вносит коррективы в методику проведения уроков.