Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Модификационная изменчивость - ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
Задачи урока: сформировать понятие о модификационной изменчивости, о причинах ее проявления, об изменении факторов среды, о ненаследственном, приспособительном характере модификаций, ее пределах — норме реакции.
Ход урока
Оргмомент урока
Проверка знаний
Двум-трем ученикам предлагается решить генетические задачи. (Ответ у доски.)
Пока учащиеся решают задачи и готовятся к ответу с остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос-беседа по вопросам:
1) Почему у раздельнополых организмов (в том числе и у людей) соотношение полов составляет примерно 1:1?
2) Каким образом и когда предопределяется пол живых организмов?
3) Какой тип хромосом играет решающую роль в определении пола у людей?
4) Почему признаки, наследуемые с Y-хромосомой, проявляются только у лиц мужского пола, а наследуемые Х-хромосомой могут проявиться у лиц как одного, так и другого пола?
Изучение нового материала
1. Модификационная изменчивость. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
2. Пределы модификационной изменчивости — норма реакции. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
3. Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов». (Самостоятельная работа по инструктивной карточке.)
Для проведения лабораторной работы может быть использован различный материал: комнатные растения, засушенные листья акации, ясеня, рябины, дуба, плоды клена, колосья злаковых, клубни картофеля, раковины моллюсков и т. д.
Например, можно сравнить размеры, окраску, форму листьев на одном комнатном растении; растения (например, колеусы), выращенные в разных условиях (разная освещенность, различная почва и т. д.); размеры, форму, количество глазков клубней картофеля: размеры, форму, окраску раковин моллюсков одного вида. Класс следует разделить на группы и каждой из них предложить для изучения один из объектов. Затем в ходе обсуждения результатов работы подвести учащихся к выводу, что изменчивость — всеобщее свойство живых организмов.
Инструктивная карточка к лабораторной работе «Выявление модификационной изменчивости организмов»
1. Рассмотрите предложенные вам объекты. Сравните их. Найдите сходства и различия.
2. Изучите внешний вид (фенотип) каждого объекта (отметьте различия в размерах, форме, окраске и т. д.).
3. Выскажите предположения о причинах модификационной изменчивости у изученных объектов.
4. Результаты внесите в таблицу.
Изменение признаков...
Объект... |
Отмеченные различия |
5. Сделайте вывод.
Задание на дом
Изучить § 3.11 «Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции», выписать в тетрадь основные характеристики модификационной изменчивости.
Итоги урока