Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Круговорот веществ в биосфере - БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
Задача урока: сформировать у учащихся знания о биогеохимических циклах и роли живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов.
Ход урока
Оргмомент урока
Фронтальный опрос-беседа по вопросам:
1) Что такое биосфера?
2) Какие связи существуют между живыми организмами и неживой природой?
3) Какие среды жизни вам известны?
4) Какие приспособления выработались у организмов к обитанию в определенной среде?
Проверка знаний о биосфере, ее границах и свойствах. Характеристика сред обитания живых организмов.
Актуализация знаний
1. Выявление важности круговорота веществ в природе с привлечением знаний учащихся из курсов биологии и химии.
2. Основное различие между особенностями использования организмами энергии и вещества в цепях питания экосистем. (Беседа с дополнениями и уточнениями учителя.)
Изучение нового материала
1. Биогеохимические циклы и роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
2. Биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков 68—70 учебника.)
Закрепление материала
Фронтальная беседа по вопросам:
1) Что такое биогеохимический цикл?
2) Какие типы веществ в нем участвуют?
3) Какие элементы называют биогенными?
4) Какова роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов?
Задание на дом
Изучить § 6.3 «Круговорот веществ в биосфере», ответить на вопросы в конце параграфа, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.
Итоги урока