Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Контрольно-обобщающий по теме «Основы учения об эволюции» - ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ - Эволюция органического мира
Задача урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об основных положениях учения об эволюции.
Ход урока
Оргмомент урока
Урок целесообразно провести в форме семинара.
Вопросы для обсуждения:
1. История взглядов на эволюцию живой природы.
2. В чем разница в объяснении возникновения конкретных приспособлений между Ж. Б. Ламарком и Ч. Дарвином?
3. Ламарк считал, что важнейшую роль в изменчивости организмов имеет среда. Согласен ли с ним был Ч. Дарвин? Какова ваша точка зрения по этому вопросу?
4. Чем понятие «борьба за существование» отличается от понятия «естественный отбор»?
5. Какова роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира?
6. Какова роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции?
7. Типы эволюционных изменений и их значение для эволюции.
8. Главные линии эволюции и их роль в эволюции.
9. Система органического мира как отображение его эволюции.
В ходе обсуждения вопросов учитель дополняет и комментирует ответы учащихся.
В заключение урока учитель делает краткое обобщение и формулирует основные выводы:
1. Эволюция — закономерный процесс исторического развития живой природы.
2. Материалом для эволюционного процесса являются наследственные изменения, основу которых составляют мутации.
3. Главным движущим фактором эволюционного процесса является естественный отбор.
4. Организм — объект эволюционных преобразований; популяция — основная единица эволюции; биогеоценоз — арена эволюционного процесса.
5. Современная теория эволюции включает в себя важнейшие положения генетики, молекулярной биологии, экологии, но она опирается на дарвинскую концепцию.
Задание на дом
Проработать текст «Краткое содержание главы».
Итоги урока