Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Наследственная изменчивость. Мутации - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Цели: усвоить характеристику наследственной изменчивости, генетические основы мутации и комбинативной изменчивости; сформулировать знания о типах мутаций и частоте их появления, значении мутаций; научить учащихся определять форму изменчивости по ее характеристикам, сравнивать их друг с другом, приводить примеры, иллюстрирующие проявления каждой из них.
Оборудование: таблица “Мутационная изменчивость. Полиплоидия”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний по теме “Модификационная (фенотипическая изменчивость)”
1. Фронтальная работа.
— Что такое модификации?
— Составьте характеристику модификациям, используя наводящие вопросы.
Вопросы записаны либо на доске, либо на бумаге.
Запись на доске:
Модификации |
|
1. Передается ли новый признак по наследству? |
Не наследуются |
2. Зависит ли признак от изменений в генотипе? |
Не связаны с изменением генотипа |
3. Можно ли заранее предсказать, как (в каком направлении) изменится организм под воздействием внешних условий? |
Характеризуются направленностью |
4. Адекватна ли изменчивость признака по отношению к вызвавшей причине? |
Адекватны по отношению к вызвавшей причине |
5. Какое значение для особи имеет? |
Полезны, так как имеют приспособительное значение |
6. Какую форму изменчивости характеризуют? |
Характеризуют определенную (групповую) изменчивость возникающую в массовом порядке |
— Приведите примеры, иллюстрирующие каждое из этих положений.
— В перечне признаков выберите те, которым свойственна узкая норма реакции:
1) рост растений;
2) вес животного;
3) окраска зрачка человека;
4) размеры ушной раковины зайца;
5) окраска шерсти тюленя;
6) размер головного мозга лягушки;
7) длина шеи жирафа.
— Что такое норма реакции? Какие признаки (качественные или количественные) обладают узкой нормой реакции? Какие более пластичны?
III. Изучение нового материала
1. Слово учителя.
— Продолжим знакомство с закономерностями изменчивости и с современной классификацией форм изменчивости.
Сначала учитель чертит на доске основу схемы, затем дает характеристику формам изменчивости, дополняя схему краткими записями.
Комментарии учителя. Изменчивостью называют способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Различают два типа изменчивости: наследственную и ненаследственную, или модификационную изменчивость, при которой изменений генотипа не происходит. Ненаследственная — основа разнообразия живых организмов. Механизмы наследственной изменчивости разнообразны. Основной вклад в наследственную изменчивость вносит генотипическая изменчивость, которая связана с изменением генотипа; существует также и цитоплазматическая изменчивость. Цитоплазматическая изменчивость связана с изменениями в ДНК и РНК пластид и митохондрий.
Генотипическая изменчивость в свою очередь слагается из мутационной и комбинативной изменчивости.
Комбинативная изменчивость — важнейший источник бесконечно большого наследственного разнообразия, которое наблюдается у живых организмов. В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение, а основными ее истоками являются:
1) Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении — первая и важнейшая основа комбинативной изменчивости. Именно это явление лежит в основе третьего закона Менделя (закона независимого наследования признаков). Появление зеленых гладких и желтых морщинистых семян во втором поколении от скрещивания растений с желтыми гладкими и зелеными морщинистыми модифицированными семенами — пример комбинативной изменчивости.
2) Рекомбинация генов, основанная на явлении перекреста хромосом. Рекомбинантные хромосомы попав в зиготу, вызывают появление нетипичных для родителей признаков.
3) Случайная встреча гамет при оплодотворении.
Все три основных источника комбинативной изменчивости действуют независимо и одновременно, создавая огромное разнообразие генотипов.
Мутационная изменчивость является результатом мутаций.
Мутация (от лат. “mutatio” — изменение, перемена) — наследственное изменение генотипа (это изменения наследственного материала, приводящие к появлению новых признаков организма, способных передаваться последующему поколению. Термин “мутация” впервые в 1901 г. ввел в науку голландский генетик Г. де Фриз, описавший самопроизвольные мутации у растений. В результате анализа и обобщений своих наблюдений де Фриз создал мутационную теорию, основные положения которой не утратили своего значения до настоящего времени.
Основными положениями теории являются следующие:
1. Мутации возникают внезапно, скачкообразно.
2. Мутации наследуются, то есть стойко передаются из поколения в поколение.
3. Мутации не направлены: мутировать может ген в любом локусе, вызывая изменения как незначительных, так и жизненно важных признаков.
4. Одни и те же мутации могут возникать повторно.
5. Мутации носят индивидуальный характер.
По характеру изменения все мутации делятся на три группы: геномные, хромосомные, генные.
В учебнике А.А. Каменского хорошо дается характеристика этих групп мутаций, поэтому с ними учащиеся знакомятся самостоятельно. В учебнике И.Н. Пономаревой этой информации нет, поэтому (по усмотрению учителя) можно использовать информационные карточки “Типы мутаций”.
При хромосомных мутациях происходят изменения в структуре хромосом, затрагивающие несколько генов.
Схемы хромосомных перестроек
Полиплоидия — краткое увеличение числа хромосом в клетке. Приставки три-, тетра- и т.д. указывают, во сколько раз увеличено число хромосом: Зn — триплоид; 4n — тетраплоид, 5n — пентаплоид и т.д.
Полиплоидные организмы часто обладают благоприятными признаками — более крупными размерами, выносливостью, устойчивостью к заболеваниям. Большинство наших культурных растений — полиплоиды, образующие крупные плоды, запасающие органы, цветки, листья.
— Полиплоидия у животных встречается очень редко. Как вы думаете, почему?
— Каковы причины полиплоидии?
Анэуплоидия — изменения числа хромосом за счет добавления или потери отдельных хромосом (2n + 1, 2n + 2, 2n — 1, 2n — 2...).
У человека анэуплоидия приводит к наследственным болезням.
• Синдром Дауна: |
Задержка умственного развития, пониженная сопротивляемость болезням, врожденные сердечные аномалии, короткое коренастое туловище, характерная складка кожи над внутренними углами глаз и т.д. |
• Синдром Клайнфельтера: ХХУ |
Мужчина обладает некоторыми вторичными женскими половыми признаками, бесплоден, яички развиты слабо, волос на лице мало, иногда развиваются молочные железы, обычно низкий уровень умственного развития. |
• Синдром Тернера: ХО |
Женщина имеет низкий рост, не имеет обычных вторичных половых признаков. |
Решите задачу.
Дан участок цепи ДНК: Ц-Ц-Т-Т-Г-Т-Г-А-Т-Ц-А-Т...
1) Какова первичная структура белка, синтезируемого по генетической информации этой цели?
2) Как изменится структура синтезируемого белка, если в этой цепи выпадет восьмой нуклеотид?
3) К каким биологическим последствиям в организме это может привести?
4) Перейдет ли такое изменение ДНК потомству?
Последствия можно изобразить в виде последовательного ряда биохимических явлений, взаимосвязанных причинно следственными связями:
изменение положения одного нуклеотида в ДНК → точечная мутация гена → изменение структуры u-РНК → изменение первичной структуры синтезируемого белка → изменение вторичной и третичной структуры белка → изменение свойств белка → изменение функции белка -> изменение обмена веществ в клетке → изменение какого-либо признака у организма → влияние нового признака на судьбу особи (мутация может оказаться или полезной или вредной, или нейтральной).
Такое изменение ДНК перейдет потомству, если эта мутация произойдет в половых клетках.
Заметьте, что генная, или точечная (поскольку она относится к определенному генному локуму) мутация — результат изменения нуклеотидной последовательности молекулы ДНК в определенном участке хромосомы. Такое изменение последовательности оснований в данном гене воспроизводится при транскрипции в структуре информационной РНК и приводит к изменению последовательности аминокислот в полипептидной цепи, образующейся в результате трансляции на рибосомах.
Сделайте вывод о значении мутаций для организма.
— Существуют и другие подходы к классификации мутаций. Давайте попробуем вместе составить схему, иллюстрирующую многообразие видов мутаций и их классификацию (по типу кластера).
Учитель строит основу схемы, а учащиеся дополняют ее, используя слова, написанные на доске.
На доске:
• Генеративные мутации — мутации, возникшие в половых клетках.
• Соматические мутации — мутации, возникшие в соматических клетках. Эти мутации проявляются у данного организма и не передаются потомству при половом размножении, сохранятся только путем бесполого размножения (у растений — вегетативным путем).
• Полезные мутации — мутации, повышающие жизнеспособность организма.
• Вредные мутации — понижающие жизнеспособность организма.
• Прямые мутации — переход гена от дикого типа к новому состоянию (так в природе возникают множественные аллельные гены).
• Обратные мутации — переход гена от мутантного состояния к дикому.
• Спонтанные — мутации, возникшие естественным путем под действием факторов окружающей среды.
• Индуцированные — мутации, искусственно вызванные действием определенных факторов. Для искусственного получения мутаций используют радиационный мутагенез, а также химический, под действием колхицина — алкалоида, выделяемого из клубнелуковицы безвременника. В концентрации порядка 0,01% колхицин подавляет образование веретена деления, разрушая микротрубочки, так что хромосомы не расходятся.
— Объясните термины: мутагенез, мутант, мутаген.
2. Сообщение учащегося.
Частота мутаций. Причины и значение мутаций
Разного рола мутации наряду с комбинативной изменчивостью составляют резерв наследственной изменчивости. Наследственная форма изменчивости — один из основных факторов, необходимых для прохождения эволюции органического мира. Наследственная изменчивость доставляет материал для действия естественного отбора, отобранные изменения закрепляет наследственность.
Поурочные разработки по биологии
В связи с такой важной ролью мутаций очевидный интерес вызывают следующие вопросы: как часто в естественных условиях (в природе) возникают мутации и что служит причиной мутаций, то есть факторами, вызывающими их?
Факторы, вызывающие мутации в организмах, называют мутагенами. Мутагены бывают трех видов:
1) физические — радиоактивные излучения, рентгеновские лучи, температура и т.д.;
2) химические — пероксиды, соли тяжелых металлов, иприт, кофеин, формальдегид, колхицин, некоторые компоненты табака, пищевые консерванты, гербициды и т.д.;
3) биохимические — внедрение в клетку чужой ДНК вируса и др.
Многие мутации вызывают у живых существ аномалии, нарушающие
строение или функцию их органов, и тем самым в значительной степени понижают жизнеспособность данных организмов. Это ясно, так как вновь возникшие мутации изменяют ту или иную особенность в целостном организме, что нарушает его развитие или его взаимоотношения с внешней средой обитания.
Становление любого организма как целостной саморегулирующейся системы и его приспособление к условиям внешней среды — это процесс, возникший в результате длительного эволюционного пути. Мутации, возникающие скачкообразно, нарушают такую приспособленность и поэтому чаще для организмов вредны, чем полезны. Мутации возникают случайным образом и спонтанно, то есть любой ген может в любой момент мутировать.
Во многих генетических работах было показано, что мутации не появляются сразу в завершенном виде. Вначале возникает первичное повреждение в молекулах ДНК, которое или фиксируется в виде мутации, или удаляется из молекулы ДНК. В последнем случае происходит репарация нормальной структуры молекулы (от лат. “reparo” — восстанавливать). Клетка как бы самоизлечивается от повреждения, нанесенного ее генетической информации.
В ходе изучения механизмов репарации было установлено, что ряд наследственных болезней у человека связан с мутациями генов, ответственных за синтез ферментов, осуществляющих репарацию поврежденных молекул ДНК.
Изучение спонтанных мутаций растений, животных и микроорганизмов показало, что различные виды организмов отличаются друг от друга по частоте возникновения наследственных изменений. Это обусловливается разницей в генотипах вида, в степени приспособленности данного вида к условиям среды обитания, в природных факторах и т.д.
Исследованиями в области радиационного мутагенеза была установлена прямо пропорциональная зависимость между дозой энергии облучения и частотой генных мутаций, то есть чем выше доза энергии облучения, тем большее количество генных мутаций она вызывает. Большое значение имеет другой эффект радиации — суммирующий (кумутирующий). Действие любыми малыми дозами облучения в разное время приводит в конце концов к суммированию их и проявлению в виде суммарно мутационного эффекта.
Значение мутаций
Хромосомные и генные мутации оказывают разнообразные воздействия на организм. Во многих случаях эти мутации детальны, так как нарушают развитие. У человека, например, около 20% беременностей заканчиваются естественным выкидышем в сроки до 12 недель, и в половине таких случаев можно обнаружить хромосомные аномалии.
Большое количество мутаций носит нейтральный характер. Возникают и полезные для организма мутации, которые улучшают какие-то свойства особи, но именно они, закрепленные в потомстве, дают ей некоторые преимущества в естественном выборе перед другими.
IV. Закрепление
Работа с индивидуальными карточками (См. приложение 2).
Карточка № 1
(Ответ: модификационная изменчивость: 1, 3, 4, 8, 9; мутационная изменчивость: 2, 5, 6, 7, 10, 11.)
Домашнее задание
По учебнику А.А. Каменского, §3.12, вопросы после параграфа, термины, характеристика мутаций; по И.Н. Пономаревой, §24, вопросы после параграфа, термины, характеристика мутаций.