Основные положения теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год

Основные положения теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Цели: рассмотреть в общей форме теорию эволюции Ч. Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина.

Оборудование: книга “Происхождение видов...”; карточки-задания.

Ход урока

I. Организационный момент

На доске:

Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем несвязанные, случайные, “Богом созданные” и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную основу, установив изменяемость видов и преемственность между ними.

В. И. Ленин

II. Проверка и актуализация приобретенных знаний

Задание № 1

Закончите предложения:

1. Впервые описал и систематизировал виды

(Аристотель).

2. Интерес к биологии возрос в XV веке — в эпоху (великих географических открытии).

3. Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов, называется (систематикой).

4. Система, в которой организмы располагаются в определенном порядке по существенным признакам, называется (классификацией).

5. Структурным элементом классификации является

(таксон).

6. Таксоном самого высокого ранга по классификации К. Линнея

является (класс).

7. Как правильно сказать: род — Одуванчик, вид — Лекарственный или вид — Одуванчик лекарственный.

8. Линней считал, что виды (неизменны).

9. Естественная система строится на сходстве в

(строении, происхождении и развитии).

Задание № 2

Найдите ответы на следующие вопросы:

1. Почему метафизическое мировоззрение тормозило развитие ботаники и зоологии?

2. Какие научные достижения К. Линнея способствовали развитию ботаники и зоологии?

3. В чем недостатки учения К. Линнея?

4. Каковы предпосылки создания учения Ж.-Б. Ламарка?

5. Как Ламарк представлял изменяемость видов?

6. В чем видна идеалистическая сущность видов?

7. Как вы думаете, можно ли придерживаясь взглядов Ламарка о роли упражнения и неупражнения органов в эволюции объяснить происхождение такого сложного приспособления как покровительственная окраска у куропатки?

8. Сравните объяснения многообразия видов в природе К. Линнеем и Ж.-Б. Ламарком.

9. Каково значение трудов Ламарка для развития биологической науки?

10. Какие наблюдения привели Ч. Дарвина к убеждению об изменяемости видов во время его путешествия на корабле “Бигль”?

Задание № 3

Проверьте себя!

Идеализм — идеалист;

Материализм — материалист;

Метафизика — метафизик;

Креационизм — ?

Идеализм — философское направление, утверждающее в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей.

Идеалист — последователь идеалистической теории.

Материализм — философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость.

Метафизика — философское учение, утверждающее неизменчивость раз навсегда данных и недоступных опыту начал мира.

Метафизик — последователь метафизической философии.

Креационизм — направление в развитии биологии, согласно которому все живое создано Богом и остается неизменным.

III. Изучение новой темы

1. Фронтальная работа.

— Что способствовало созданию Дарвином глубоко научной теории эволюции спустя всего 50 лет после умозрительного учения Ламарка?

Учащиеся перечисляют предпосылки возникновения дарвинизма. Учитель дополняет.

1) В первой половине XIX века в странах Западной Европы, особенно в Англии, интенсивно развивался капитализм, который стимулировал развитие науки.

2) Спрос промышленности на сырье и населения растущих городов на продукты питания способствовал развитию селекции. Селекционеры путем гибридизации и отбора вывели новые породы крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, птиц и сорта сельскохозяйственных и декоративных растений. Впечатляющие успехи практической деятельности селекционеров свидетельствовали против представлений о неизменности видов в природе. Именно данные селекции использовал Ч. Дарвин при создании учения об искусственном отборе.

3) Большую роль в подготовке дарвинизма сыграли конкретные исследования и ряд теоретических обобщений, разработанных в XVIII и в первой половине XIX веков:

• Ж. Кювье создал палеонтологию, заложил основы геохронологии;

• исследования И.В. Геже, Г. Бронца по сравнительной морфологии и анатомии свидетельствовали о едином плане строения позвоночных животных;

• исследования сравнительной эмбриологии К. Бэра приводили к мысли о единстве происхождения хордовых животных;

• клеточная теория Т. Шванна убеждала в единстве происхождения растительного и животного мира;

• труды И. Канта заложили основы представлений о возможности эволюции космических тел;

• геолог Ч. Лайель разработал теорию эволюции Земли.

Эти и другие факты никак не согласовывались с учением о неизменности мира и ждали научного объяснения.

Гениальный ум Ч. Дарвина сумел обобщить огромный фактический материал в свете эволюционной идеи, связать стройной системой рассуждений.

Из биографии Ч. Дарвина.

• Годы жизни 1809—1882 гг.

• 1827—1831 гг. — изучает медицину в Эдинбурге.

• 1831 — 1836 гг. — совершает кругосветное путешествие на корабле “Бигль” как натуралист, собрав богатейший зоологический, палеонтологический, ботанический, геологический материалы.

• 1837 г. — Дарвин становится убежденным эволюционистом и начинает искать движущий фактор эволюции.

• 1839 г. — публикует описание путешествия на “Бигле”.

• 1839—1846 г. — издает 5-томный труд, в котором отражает зоологические и геологические результаты этого путешествия.

• 1854—1855 гг. — Дарвин вплотную приступает к работе над эволюционной теорией, собирает материалы по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также собирает данные по методам селекции домашних животных и культурных растений.

• 1858 г. — год рождения эволюционной теории.

• 1959 г. — книга “Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых рас (форм, пород) в борьбе за жизнь”.

• После 1859 г. Ч. Дарвин написал несколько капитальных трудов, связанных с развитием теории естественного отбора.

• В 1868 г. впервые и в 1875 г. во второй раз была опубликована его знаменитая двухтомная монография “Изменение домашних животных и культурных растений”.

• В 1971 г. — выходит в свет третий фундаментальный труд “Происхождение человека и половой отбор”, который завершает трилогию основных работ Ч. Дарвина по теории эволюции.

— Энциклопедичность Ч. Дарвина, исключительный авторитет, приобретенный им как естествоиспытателем, корректность и дипломатичность в дискуссиях, внимание к точкам зрения оппонентов и критиков, доброжелательное отношение к ученикам и последователям, почтительность по отношению к старшим коллегам в немалой степени способствовали скорейшему принятию учения Ч. Дарвина во всем мире.

— Переходим к изучению основных положений учения И. Дарвина.

— Эволюционное учение — это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени.

Учитель демонстрирует (если есть возможность) книгу “Происхождение видов...” и зачитывает из нее цитату, в которой хорошо отражена сущность учения Дарвина:

“Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными, разнообразными растениями, птиц, поющих в кустах, насекомых, порхающих вокруг, червей, ползающих в сырой земле, и думать, что все эти прекрасно построенные формы, столь отличающиеся одна от другой и так сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам еще и теперь действующим вокруг нас. Эти законы в самом широком смысле — Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость <...>, зависящая от действия жизненных условий <...>, Прогрессия размножения столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию — Естественному отбору, влекущему за собой Расхождение признаков и Вымирание менее совершенных форм. Таким образом, из войны природы, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, какой ум в состоянии себе представить, — образование высших животных...

Из такого простого начала возникло и продолжает возникать бесконечно число самых прекрасных и самых изумительных форм”.

Учитель выписывает на доске термины, выделенные Дарвином, и подчеркивает ведущее значение в эволюции воспроизведения прогрессии размножения, наследственности, изменчивости, борьбы за жизнь, естественного отбора, расхождения признаков, вымирания менее совершенных форм.

2. Самостоятельная работа с учебником.

Организуется самостоятельная работа с пунктом параграфа: в учебнике А.А. Каменского, §7.1, с. 189-193, §7.2, с. 193-195; в учебнике И.Н. Пономаревой, §37.

Задание

1) Прочтите параграф. Проведите самостоятельную работу с текстом.

(Можно использовать следующий прием: напротив каждого абзаца сделайте пометку карандашом (“V” — знакомая информация, “I” — новая информация, “→ — думал иначе, “?” — непонятно. После выполнения работы сотрите карандашные пометки. Сделайте вывод об уровне своей информированности.)

2) На каких факторах эволюции основано выведение пород животных и сортов культурных растений?

3) Назовите движущие силы (факторы) эволюции органического мира.

4) Сравните объяснения возникновения приспособленности видов в природе Ч. Дарвином и Ж.-Б. Ламарком.

5) На каких фактах Дарвин основывай доказательства своей теории?

6) Какие положения теории эволюции вызывают у вас чувство бездоказательности, несогласия, сомнения?

7) Что такое наследственная изменчивость популяции? Почему генофонд популяции изменяется во времени?

8) Эволюционное учение Ч. Дарвина можно рассматривать как переворот в области естествознания. В чем заключается значение эволюционной теории?

— Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина сводятся к следующему.

1) Основная движущая сила эволюции — естественный отбор на фоне борьбы за существование. Материалом для естественного отбора является наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная). Наследственность обеспечивает стабильность вида.

2) Результатом эволюции органического мира является многообразие видов растений и животных, приспособленных к условиям окружающей среды.

3) Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ.

4) Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора.

Суть теории Дарвина можно представить в виде схемы, отражающей причинно-следственные связи.

IV. Закрепление

Учащиеся работают с текстом (См. приложение 2). Ответы:

Линей

Ламарк

Дарвин

2, 3, 5, 7, 12, 22, 23, 27

1, 4, 6, 8, 11, 13, 14, 17,20, 24, 25, 28,30

1, 4, 6, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19,21,26, 29,31,32

Домашнее задание

По учебнику АЛ. Каменского, §7.1, вопросы после параграфа, термины; §7.2, с. 193—195 (до “Генофонд популяций”), записи в тетради;

по учебнику И.Н. Пономаревой, §37, вопросы после параграфа, термины, записи в тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]