БИОЛОГИЯ - справочник для старшеклассников и поступающих в вузы
Зоология как предмет — ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ - НАД ЦАРСТВО ЯДЕРНЫЕ ОРГАНИЗМЫ - РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Зоология — наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных.
Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Это домашние животные — источник пищи, шерсти, кожи; это животные, широко использующиеся для научных исследований: на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию на условия окружающей среды; это помощники человека в труде, спорте, отдыхе, а также в защите Родины; наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек имеет по отношению к животным не только права, но и обязанности. Он несет полную ответственность за прирученное животное: оно не должно стать причиной несчастного случая, источником болезней, шума, загрязнения, моральной травмы. В обязанности человека входит разумное, рациональное отношение к диким животным, имеющим промысловое значение. Восстановление популяций этих животных идет значительно медленнее, чем истребление, особенно с помощью современных средств добычи. Человек, как истинный хозяин Земли, должен проявить себя по отношению к окружающей природе бережливым, добрым, знающим. А для этого необходимо изучать, познавать животный и растительный мир.
В этом вводном к зоологии разделе программы следует охарактеризовать многообразие животных, назвать их систематические группы, перечислив признаки, по которым они выделены. Используя схему 1, проанализируйте эволюцию строения тела животных, сопоставляя ее с общей системой царства животных, приведенной в части первой «Общая биология». В процессе эволюции строение тела животных усложнялось по мере изменения условий окружающей среды, поэтому надо уметь приводить примеры приспособления животных к жизни в воде, воздухе, на суше, а также к паразитизму, хищничеству. Всего насчитывается 1 500 000 видов животных.
Черты сходства между растениями и животными:
1) общность происхождения одноклеточных форм; 2) обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение); 3) клеточное строение; 4) рост и способы размножения; 5) кодирование, передача и реализация наследственной информации; 6) раздражимость.
Сходство доказывает родство и единство происхождения, различия — дивергентный путь развития органического мира.
Таблица 80. Основные черты различия между растительными и животными организмами
Признаки |
Зеленые растения |
Животные |
Способ питания |
Автотрофное (фототрофное) |
Гетеротрофное |
Обмен веществ |
Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза, из неорганических |
Идет за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей |
Целлюлозная клеточная стенка |
Имеется |
Отсутствует |
Способность к росту |
На протяжении всей жизни |
У большинства — только в молодом возрасте |
Способность к передвижению |
Не перемещаются, кроме жгутиковых организмов; тропизмы, таксисы |
Активное передвижение |
Активность в поисках пищи |
Не активны |
Активны |
Роль в цепи питания |
Продуценты |
Консументы |
Высшая нервная деятельность |
Отсутствует |
Имеется (кроме низкоорганизованных) |
Цикл развития |
Зигота — зародыш — проросток — молодое растение — цветущее растение — плодоносящее растение — стареющее растение — отмершее растение |
Зигота — зародыш — детеныш (личинка) — молодое животное — взрослое животное — половозрелое активное животное — стареющее животное — умершее животное |
Системы органов |
Вегетативные: корневая, побеговая. Репродуктивные: цветок, семя, плод |
Соматические: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, покровная, эндокринная, нервная и органов чувств. Репродуктивные: половая |
Ткани |
Образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная |
Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная |