Биология универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами - Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
Структура экзаменационной работы
Работа по биологии состоит из 3 частей, включающих 50 заданий. Часть 1 включает 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8): 3 — с выбором трех верных ответов из шести, 3 — на соответствие, 2 — на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1-С6). Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).
Что должен знать выпускник средней школы
Выполнение экзаменационной работы по биологии потребует от выпускников средней школы следующих знаний и умений:
— знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;
— знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных;
— умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т. д. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимся.
Как оцениваются отдельные задания и работа в целом
За верное выполнение заданий А1-А36 выставляется 1 балл.
За верное выполнение заданий В1-В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
За верный ответ на задания В7-В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.
Указания к оцениванию ответов заданий С1-С6 будут даны ниже на примере конкретных ответов.
Как проверяется экзаменационная работа
Задания первой части работы автоматически обрабатываются после сканирования и не требуют для их оценки привлечения лиц со специальным биологическим образованием.
Результаты выполнения заданий второй части с кратким ответом автоматически обрабатываются после сканирования. Эксперты привлекаются лишь в тех случаях, когда возникают проблемы со считыванием или его интерпретацией.
Задания с открытым развернутым ответом проверяются специалистами-биологами.
Словарь терминов ЕГЭ
В процессе работы над заданиями ЕГЭ возникла своя терминология, знание которой необходимо для правильного проведения ЕГЭ.
Апробация теста — пробное тестирование, предшествующее основному и предпринимаемое с целью устранения ошибок и неточностей в заданиях, а также для приблизительной оценки трудности теста и его отдельных частей (заданий). Апробацию следует отличать от более широкого понятия стандартизации теста (см.), а также от экспертной апробации (одобрения теста авторитетной комиссией экспертов).
Апелляция — это протест участника ЕГЭ, оформленный в виде особого письменного заявления в адрес конфликтной (апелляционной) комиссии, которая создается при ГЭК (см.) каждого субъекта Федерации. Комиссия принимает и рассматривает апелляции двух видов: по процедуре проведения ЕГЭ, по результатам ЕГЭ.
Аттестационное заключение — это заключение об уровне подготовки учащегося, принимаемое комиссией на основании сравнения результатов единого экзамена, с одной стороны, и итоговой годовой оценки, с другой стороны. На этапе эксперимента по ЕГЭ результат аттестации — это аттестационный балл (см.), который является средним арифметическим (с округлением в большую сторону) между результатом ЕГЭ и годовой оценкой, а в случае расхождения в один балл — любой более высокий балл.
Аттестационный балл (балл аттестата, школьный балл) — это балл по традиционной пятибалльной шкале, проставляемый в школьный аттестат зрелости (см. аттестационное заключение).
Балл свидетельства — см. сертификационный балл.
Бланк ответов (ответный лист) — это бумажный формуляр, в который экзаменуемый обязан вписать свои ответы в строгом соответствии с образцом заполнения и который после экзамена является главным документом о результатах учащегося. На этапе эксперимента один учащийся использует 3 бланка ответов в ходе одного экзамена: первый — регистрационный, второй — для заданий типа «А» и «В», третий — для заданий типа «С» (см.).
Вариант теста (вариант ЕГЭ) — это комплект (набор) тестовых заданий, предъявляемых в одном тестовом буклете одному учащемуся. В ЕГЭ по одному предмету создается и предъявляется несколько десятков разных вариантов. Синоним для ВТ — комплект КИМ (см.)
Вузовский балл (конкурсный балл) — см. сертификационный балл, или балл свидетельства.
ГИФО — Государственные именные финансовые обязательства. Оформляются по результатам ЕГЭ и гарантируют полное или частичное погашение государством стоимости обучения абитуриента в определенном государственном вузе. Эксперимент по введению ГИФО проводился до 2003 года более узко, чем эксперимент по введению ЕГЭ (в 3 регионах из 47).
ГЭК — это Государственная экзаменационная комиссия, которая создается по Положению о ЕГЭ в каждом субъекте Федерации (области или республики в составе РФ). В состав ГЭК включаются руководители органов управления образованием, образовательных учреждений и представители педагогической общественности (видные специалисты в области общего и профессионального образования). Члены ГЭК получают особые полномочия (и персональную ответственность) по соблюдению правил и условий в пунктах проведения экзамена (ППЭ), по организации транспортировки КИМов (см.) и результатов ЕГЭ, по организации работы экспертов (см.) на местах.
Демоверсии КИМ ЕГЭ — это варианты ЕГЭ (см.), открытые для всеобщего обозрения и тренировки учащихся. Различаются ознакомительные и экзаменационные демоверсии (см.).
Задание теста (задание тестовое) — минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания (см. закрытый или открытый тип), может содержать, а может и не содержать набор ответов для выбора.
Задание закрытое (задание закрытой формы) — задание теста с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой «А».
Задание открытое (задание открытой формы) — задание теста, в котором отсутствует варианты ответа и экзаменуемый должен сам самостоятельно сформулировать свой ответ. В ЕГЭ используются 2 вида открытых задания: типа «В» с кратким ответом и типа «С» с развернутым ответом.
Задание с кратким свободным ответом — это тестовые задания, на которые учащийся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. Является частным случаем заданий открытых (см.). В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой «В».
Задание с развернутым ответом — это тестовые задания, на которые учащийся должен записать ответ в виде одного или нескольких предложений или формул. Являются частным случаем заданий открытых (см.). В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой «С». Проверка правильности ответов на эти задания производится с помощью независимых экспертов (проверяющих) на местах и в ЦТМО.
Задачи — это любые тестовые задания.
Измерение — формализованный процесс оценивания (см.), который завершается количественной оценкой; в случае педагогического измерения это оценка уровня образовательных достижений.
Июньская сессия ЕГЭ — это основная сессия ЕГЭ, в которой принимают участие выпускники текущего года выпуска. В ходе июньской сессии участники сдают ЕГЭ в помещениях ППЭ, созданных, как правило, на базе местных школ.
Июльская сессия ЕГЭ — это вспомогательная, вторая сессия ЕГЭ, в которой принимают участия выпускники прежних лет, выпускники, не сдавшие по каким-либо причинам необходимые экзамены в школе, а также абитуриенты из регионов, в которых ЕГЭ еще не проводится. Июльская сессия ЕГЭ проводится на базе вузов, принимающих на себя функции пунктов проведения экзамена и пунктов первичной обработки информации.
Кодификатор — перечень элементов содержания за курс среднего общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Кодификаторы ЕГЭ составлены на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования.
КИМ (контрольно-измерительный материал) — это комплект (см. вариант теста) тестовых заданий разного типа (открытого и закрытого), подготовленных для проведения ЕГЭ. Наличие заданий открытого типа (см.) — особенность тестов ЕГЭ по сравнению с тестами, в которых присутствуют только задания закрытого типа (см.).
Ключ к заданию — это правильный ответ на тестовое задание (см.). В случае заданий с кратким ответом (см.) ключ может включать набор из нескольких правильных ответов. В случае заданий с развернутым ответом (см.) единственный формализованный ключ к тестовому заданию отсутствует и правильность ответа устанавливают независимые эксперты (проверяющие) (см.), действующие на основе авторской инструкции и эталонных ответов на конкретные задания этого типа.
Ключ к тесту (ключи ответов) — это набор ключей ко всем заданиям, включенным в данный тестовый вариант (см. КИМ).
Нормы (нормы теста) — это границы между интервалами на шкале тестовых баллов (см. тестовые баллы), в соответствие с которыми ставится определенное аттестационное заключение, в частности, школьные отметки (см.).
Ознакомительные демоверсии — это варианты КИМ ЕГЭ (см.), которые НЕ использовались и НЕ БУДУТ использованы в реальных сессиях ЕГЭ, а были созданы и опубликованы специально для ознакомления со структурой и содержанием предстоящих экзаменов в форме ЕГЭ.
Окончательная обработка результатов — это статистическая обработка, выполняемая на основе всех собранных результатов по данному тесту; на основе этой обработки создается таблица (шкала) соответствия между первичными и окончательными (тестовыми) баллами (см.). При этом вносятся поправки в предварительные тестовые нормы (см.), а также производится более точный расчет сертификационного балла (см.) с учетом реальной трудности тестовых заданий. Другое название для OOP — шкалирование (см.).
Организатор ЕГЭ — это прежде всего преподаватель, который проводит ЕГЭ в аудиториях на Пункте проведения экзамена. При назначении организаторов должно быть исключено присутствие на ЕГЭ преподавателей-предметников по соответствующему или родственному предмету (математика — физика, история — обществознание).
Пробный ЕГЭ — это бесплатный репетиционный экзамен по материалам ЕГЭ, который организуется для всех участников ЕГЭ в апреле. Цель пробного ЕГЭ — ознакомление с процедурой ЕГЭ. Федеральный центр не гарантирует обработку всех частей пробного ЕГЭ и выдачу всех индивидуальных результатов, так как не все регионы организуют проверку и отправку протоколов ЕГЭ.
Пятибалльная оценка — это оценка с использованием традиционной шкалы с четырьмя градациями «пять», «четыре», «три», «два». В едином экзамене пятибалльная оценка используется в аттестационном заключении (см.), иными словами — при формировании балла аттестата (см. аттестационный балл).
Рейтинг-балл — это балл, показывающий процент участников ЕГЭ по данному предмету (по всем экспериментальным регионам ЕГЭ), получивших балл меньше или равный баллу данного участника.
РЦОИ — Региональный центр обработки информации, в котором производится сбор всей информации из пунктов проведения экзамена и пунктов первичной обработки информации (см.) и пересылка в Федеральный центр (см. ЦТМО). В каждом субъекте Федерации (области или республике в составе РФ) создается один РЦОИ.
Свидетельство ЕГЭ — это именной документ с результатами ЕГЭ, в котором баллы учащегося указаны по стобалльной шкале (см.). Учащийся может рассылать копии свидетельства в несколько различных вузов, но должен предъявить подлинник в тот вуз, в который он будет зачислен.
Секьюр-пак — это секретный пакет, в котором варианты ЕГЭ доставляются из Федерального центра в пункты проведения экзамена (ППЭ) в регионах. В секьюр-пак также упаковываются заполненные на экзамене бланки ответов участников. Несанкционированное вскрытие секьюр-пак приводит к необратимым изменениям, которые невозможно скрыть. Наблюдатели, а также сами участники ЕГЭ должны контролировать сохранность секьюр-пак перед их вскрытием в аудиториях в пунктах проведения экзамена.
Системный администратор — работник Регионального центра обработки информации (см. РЦОИ), отвечающий за устойчивое функционирование всех программно-аппаратных средств, необходимых для обработки результатов ЕГЭ на региональном уровне и пересылки их в Федеральный центр (см. ЦТМО).
Сертификат — это именное свидетельство о результате ЕГЭ, в котором балл учащегося за экзамен выражен на стобалльной шкале (см.). Учащийся может рассылать копии свидетельства в несколько различных вузов, но должен предъявить подлинник в тот вуз, в который он будет зачислен.
Сертификационный балл (балл свидетельства, вузовский балл) — это балл по стобалльной шкале (см.), получаемый с помощью специальной статистической обработки заполненных бланков на этапе окончательной обработки результатов (см.). В отличие от аттестационного балла (см.) сертификационный балл предназначен для учета вузовскими приемными комиссиями.
Спецификация — основной документ, определяющий структуру и содержание контрольно-измерительных материалов (см.) по учебному предмету. Спецификация описывает назначение экзаменационной работы, устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровню сложности, утверждает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются КИМы (см.).
Стандартизация — построение уточненной стобалльной шкалы (см.) тестовых баллов (см.) на основе статистического учета результатов всех участников, выполнивших данный тест (вариант) в стране. Результатом стандартизации является тестовый (стандартизированный) балл (см. также сертификационный балл). В ходе стандартизации должны быть устранены возможные различия в уровнях трудности между разными вариантами. Иное названия для стандартизации — шкалирование (см.).
Стобалльная шкала — это шкала, по которой измеряется сертификационный балл (см.); стобалльная шкала предназначена для использования вузовскими приемными комиссиями с целью более высокой дифференциации (различения) уровня подготовки абитуриентов в вузах с разными условиями приема (требованиями, уровнем конкурса и т.п.). Вузовским приемным комиссиям предоставляется право самим устанавливать на стобалльной шкале границы проходных баллов или вообще никак не пересчитывать стобалльные показатели в традиционные пятибалльные.
Тест — это измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую апробацию (см.) и стандартизацию (см.).
Тестирование (стандартизированное испытание) — это измерение, или формализованное оценивание (см.) на основе тестов, завершающееся количественной оценкой, опирающейся на шкалы и нормы (см.), обоснованные статистически.
Тестовая тетрадь — это печатный текст, в котором содержатся все формулировки тестовых заданий, предназначенный для предъявления одному учащемуся в ходе одного экзамена (в рамках одного варианта). В отличие от тестового буклета (см.) работа с тестовой тетрадью не предполагает использования отдельного бланка ответов (см.), так как все ответы учащийся заносит в саму тестовую тетрадь. На этапе эксперимента по ЕГЭ тестовая тетрадь не используются.
Тестовые баллы — это окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале (см.) в результате процедуры шкалирования (см.), учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках сессии ЕГЭ данного года. Тестовые баллы следует отличать от первичных (сырых) баллов (см.).
Тестовые шкалы (шкала) — упорядоченные множества числовых оценок результатов тестирования; для разных целей создаются различные тестовые шкалы (см. пятибалльная шкала, стобалльная шкала).
Тестовый буклет (тестовый комплект) — это печатный текст, в котором содержатся все формулировки тестовых заданий, предназначенных для предъявления одному учащемуся в ходе одного экзамена (в рамках одного варианта). В отличие от тестовой тетради (см.), тестовый буклет не требует занесения учащимся ответов в сам буклет и предполагает работу учащегося с бланком ответов (см.).
Тестология — это наука о создании и применении тестов (см.). В области педагогических измерений тестовая тетрадь — это теоретико-методологическое и методическое обоснование процессов разработки и применения педагогических тестов.
Тестовый комплект — набор материалов, предназначенный для одного учащегося при проведении экзамена. Тестовый комплект включает тестовый буклет и бланк ответов (см.) или тестовую тетрадь (см.). Тестовый комплект не следует путать с вариантом теста (см.): для одного варианта в ЕГЭ создаются различные тестовые комплекты.
Тип задания — это разновидность тестовых заданий (см.), обладающих определенной формальной структурой. В ЕГЭ задания бывают закрытого (см.) и открытого (см.) типов; последние в свою очередь делятся на задания с краткими свободными (см.) и развернутыми ответами (см.).
Трудность задания — характеристика задания, отражающая статистический уровень его выполнения на выборке стандартизации (см.). Трудность задания отражает процент ошибок, допущенных учащимися при выполнении данного задания.
ФИПИ — Федеральный институт педагогических измерений при Минобразования и науки РФ, ФИПИ координирует работу образовательных и научных учреждений по подготовке КИМов ЕГЭ (см.).
ЦТМО — Центр тестирования Министерства образования и науки Российской Федерации. ЦТМО разрабатывает технологию ЕГЭ и осуществляет проведение ЕГЭ, координируя работу региональных центров и пунктов.
Части теста (часть) — в тестах ЕГЭ присутствуют две части: первая содержит сравнительно легкие задания (т. н. базовые задания) и облегчает получение всеми учащимися положительной оценки, вторая содержит трудные задания типа «С», требующие развернутых ответов. Учащийся не обязан выполнять вторую часть, но без выполнения второй части невозможно получить отметку «отлично» и поступить в вуз с высоким конкурсом.
Шкалирование результатов — это процесс формирования тестовых шкал и тестовых норм, то есть правил начисления тестовых баллов (см.) по результатам тестирования на основе статистических данных. Иное название для Шкалирования результатов — окончательная обработка результатов (см.).
Экзамен — это процесс оценивания образовательных достижений учащихся с целью аттестации или конкурсного отбора; в едином экзамене в качестве инструмента его проведения используются КИМы, или тесты (см.), разработанные для всех регионов в едином федеральном центре.
Экзаменационные демоверсии — это варианты КИМ ЕГЭ (см.), которые использовались в реальных сессиях ЕГЭ в прошлые годы, а в данный момент открыты для всеобщего ознакомления и тренировки учащихся.
Эксперты — это специалисты-преподаватели по определенному предмету, которые привлекаются к обработке результатов ЕГЭ для оценивания заполненных бланков по заданиям типа «С» — с развернутыми ответами. Эксперты работают под руководством председателей предметных комиссий регионов и собираются на несколько дней на базе одного из пунктов первичной обработки информации или на базе РЦОИ (см.). Надежность и объективность экспертных оценок в ЕГЭ достигается путем сличения оценок, данных одному и тому же множеству работ двумя независимыми экспертами. В случае расхождения оценок двух экспертов более чем на 1 балл, назначается третий эксперт.
Элемент содержания — применительно к ЕГЭ по биологии — это какая-либо тема, раздел школьного курса биологии. Кодификатор содержит укрупненные единицы, под элементом содержания следует понимать конкретные и более узкие правила.