БИОЛОГИЯ пособие для поступающих в вузы
Том ІІ ботаника, анатомия и физиология, эволюция и экология - 2018 год
ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ - БОТАНИКА
Тест 1. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Ботаника - наука о растениях. Бактерии. Водоросли”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Среди водорослей к прокариотам относятся:
1) одноклеточные зеленые
2) бурые
3) сине-зеленые (цианобактерии)
4) красные
А2. Палочковидные бактерии называются:
1) спириллами
2) кокками
3) бациллами
4) вибрионами
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильней ответа из шести. 'Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. Для бактериальной клетки характерно наличие:
1) ядра
2) нуклеоида
3) митохондрий
4) комплекса Гольджи
5) 708 рибосом
6) клеточной стенки
В2. Бактерии имеют положительное значение для человека, так как:
1) являются возбудителями заболеваний
2) вызывают гниение продуктов питания
3) обеспечивают закваску овощей
4) образуют молочнокислые продукты
5) выделяют антибиотики
6) образуют микоризу
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между водорослью и систематической группой, к которой она относится.
Водоросль |
Систематическая группа водорослей |
А) кладофора |
1. зеленые одноклеточные |
Б) птилота |
2. зеленые нитчатые |
В) фукус |
3. бурые |
Г) хлорелла |
4. красные |
Д) ламинария |
|
Е) спирогира |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
. |
В4. Установите соответствие между организмом и особенностями его строения.
Особенности строения организма |
Организм |
А) ядро |
1. болезнетворные бактерии |
Б) слоевище |
2. бурые водоросли |
В) нуклеоид |
|
Г) ризоиды |
|
Д) 708 рибосомы |
|
Е) спорангии |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
. |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность процесса полового размножения у хламидомонады, начиная с завершения размножения в благоприятных условиях.
A) образование двужгутиковых гамет в материнской клетке в результате митоза
Б) образование зиготы
B) выход гамет из материнской клетки
Г) мейоз с образованием четырех хламидомонад
Д) изогамная копуляция
В6. Установите правильную последовательность полового размножения спирогиры, начиная с расположения нитей спирогиры параллельно.
A) образование зиготы
Б) образование цитоплазматических мостиков между клетками нитей
B) мейоз
Г) расположение нитей спирогиры параллельно
Д) перетекание цитоплазмы с ядром (протопласта) из одной клетки в другую
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Перечислите особенности строения кладофоры.
С2. Перечислите особенности строения фукуса.
Тест 2. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Отдел Моховидные. Папоротникообразные (отдел Хвощевидные, отдел Плауновидные, отдел Папоротниковидные)”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Торф образуется при неполном разложении:
1) кукушкина льна
2) лишайника
3) сфагнума
4) хвоща
А2. Органы прикрепления кукушкина льна:
1) отсутствуют
2) ризоиды
3) корневище
4) корни
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов № I справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. Для кукушкина льна характерно наличие:
1) женского растения
2) слоевища
3) придаточных корней
4) мужского растения
5) коробочки со спорами на ножке
6) водоносных клеток
В2. Для преобладающего поколения папоротника характерно наличие:
1) сидячих листьев
2) корневища
3) архегоний
4) антеридий
5) спорангиев со спорами
6) крупных рассеченных листьев
В заданиях ВЗ-В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных отчетов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между растением и характерным для него преобладающим поколением.
Растение |
Преобладающее поколение |
А) кукушкин лен |
1. спорофит (бесполое поколение) |
Б) кочедыжник женский |
2. гаметофит (половое поколение) |
В) плаун |
|
Г) сфагнум |
|
Д) хвощ полевой |
|
Е) щитовник мужской |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между растением и особенностями его строения.
Особенности строения растения |
Растение |
А) рост листьев верхушкой |
1. сфагнум |
Б) стелющиеся побеги с придаточными корнями |
2. щитовник мужской |
В) наличие весеннего и летнего побегов |
3. хвощ полевой |
Г) крупные рассеченные листья |
4. плаун булавовидный |
Д) не имеет ни корней, ни ризоидов |
|
Е) листья, состоящие из водоносных и хлорофиллоносных клеток |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность цикла развития кукушкина льна, начиная с размножения бесполого поколения (спорофита).
A) передвижение сперматозоидов к архегонию женского растения с помощью воды
Б) образование спор
B) оплодотворение и образование зиготы
Г) образование яйцеклетки и сперматозоидов в антеридиях и архегониях
Д) прорастание спор в женский и мужской гаметофиты
В6. Установите правильную последовательность цикла развития папоротника, начиная с момента попадания спор в почву.
A) оплодотворение
Б) заросток
B) созревание половых клеток в архегониях и антеридиях Г) развивающееся растение
Д) спорангий со спорами
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Выделите общие черты строения папоротникообразных.
С2. Выделите общие черты строения зеленых мхов.
Тест 3. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные (Цветковые)”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. К особенностям голосеменных растений относят:
1) размножение спорами
2) наличие листьев - хвоинок
3) наличие весеннего и летнего побегов
4) наличие околоплодника
А2. Питательные вещества в семени голосеменных растений запасаются в:
1) околоплоднике
2) зародыше
3) эндосперме
4) семенной кожуре
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. К голосеменным растениям относят:
1) сфагнум
2) пихту
3) щитовник
4) лиственницу
5) бамбук
6) сосну
В2. Для покрытосеменных растений характерны признаки:
1) цикл развития связан с водой
2) преобладает бесполое поколение (спорофит)
3) размножение спорами
4) образование плода
5) преобладает половое поколение (гаметофит)
6) наличие цветка
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между шишкой голосеменных растении и особенностями ее строения.
Особенности строения |
Шишка |
А) располагается у основания веточек |
1. мужская |
Б) желтеет при созревании |
2. женская |
В) содержит семяпочки |
|
Г) краснеет при созревании |
|
Д) располагается на верхушках веточек |
|
Е) содержит пыльцевые мешки |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между отделом растений и особенностями его строения.
Особенности строения |
Отдел растений |
А) как правило, листья - хвоинки |
1. голосеменные |
Б) семя окружено околоплодником |
2. покрытосеменные |
В) семяпочка располагается на чешуе женской шишки |
|
Г) семя образуется в результате двойного оплодотворения |
|
Д) характерен околоцветник |
|
Е) семяпочка располагается в завязи пестика |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность цикла развития сосны, начиная со следующей после семени стадии.
А) созревание семязачатков и пыльцы
Б) бесполое поколение (спорофит)
В) образование женских и мужских шишек
Г) опыление
Д) образование зиготы
В6. Установите правильную последовательность цикла развития покрытосеменных растений, начиная с двойного оплодотворения.
А) двойное оплодотворение
Б) проросток
В) созревание половых клеток в пыльце и завязи пестика
Г) зародыш
Д) бесполое поколение (спорофит)
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Перечислите особенности строения мужской и женской шишек голосеменных растений.
С2. Перечислите основные ароморфозы покрытосеменных растений.
Тест 4. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Обзор основных семейств классов однодольных и двудольных растений”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Сростнолепестный венчик характерен для растений семейства:
1) Злаковые
2) Пасленовые
3) Крестоцветные
4) Розоцветные
А2. Плод коробочка характерен для семейства:
1) Крестоцветные
2) Злаковые
3) Пасленовые
4) Сложноцветные
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1-В2 выберите три правильных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. Семействами класса двудольных растений являются:
1) Сложноцветные
2) Хвойные
3) Розоцветные
4) Мотыльковые
5) Лилейные
6) Злаковые
В2. К классу однодольных растений относятся:
1) тюльпан
2) баклажан
3) шиповник
4) чеснок
5) овес
6) слива
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между классом покрытосеменных растений и особенностями его строения.
Особенности строения |
Класс |
А) число частей цветка кратно 4 или 5 |
1. однодольные растения |
Б) семя с одной семядолей |
2. двудольные растения |
В) пальчатое жилкование листа |
|
Г) как правило, мочковатая корневая система |
- |
Д) открытые сосудисто-волокнистые пучки |
|
Е) параллельное жилкование листа |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между растением и семейством, к которому оно относится.
Растение |
Семейство |
А) капуста |
1. Розоцветные |
Б) слива |
2. Пасленовые |
В) картофель |
3. Лилейные |
Г) ландыш |
4. Крестоцветные |
Д) лук |
|
Е) табак |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность цикла развития растений семейства Мотыльковые на примере гороха, начиная с двойного оплодотворения.
A) двойное оплодотворение
Б) проросток
B) созревание половых клеток в семяпочке и в пыльце, попавшей на рыльце пестика
Г) зародыш
Д) бесполое поколение (спорофит)
В6. Установите правильную последовательность цикла развития растений семейства Злаковые на примере пшеницы, начиная с опыления.
A) бесполое поколение (спорофит)
Б) созревание половых клеток в семяпочке и в пыльце, попавшей на рыльце пестика
B) проросток
Г) зародыш
Д) двойное оплодотворение
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Напишите формулу цветка растений семейства Крестоцветных.
С2. Перечислите и охарактеризуйте сочные плоды.