БИОЛОГИЯ пособие для поступающих в вузы
Том ІІ ботаника, анатомия и физиология, эволюция и экология - 2018 год
ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ - ЭВОЛЮЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Тест 1. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Додарвиновский и дарвиновский периоды развития эволюционного учения”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Ввел в научную систематику бинарную номенклатуру:
1) Ч. Дарвин
2) Ж. Бюффон
3) К. Линней
4) Ж.Б. Ламарк
А2. Автором первой эволюционной теории является:
1) Ч. Дарвин
2) Г. Мендель
3) К. Линней
4) Ж. Б. Ламарк
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. Формами борьбы за существование являются:
1) движущая
2) стабилизирующая
3) внутривидовая
4) разрывающая
5) межвидовая
6) с условиями окружающей среды
В2. К внутривидовым отношениям относят:
1) конкуренцию за место обитания (ареал)
2) симбиоз
3) паразитизм
4) конкуренцию за полового партнера
5) хищничество
6) конкуренцию за пищу
В заданиях В3 - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между законом или положением теории и его автором.
Закон или положение теории |
Автор |
А) закон прямого приспособления |
1. Ч. Дарвин |
Б) относительная целесообразность |
2. Ж. Б. Ламарк |
В) закон наследования приобретенных признаков |
|
Г) видообразование происходит путем дивергенции |
|
Д) естественный отбор - движущий фактор эволюции |
|
Е) закон упражнения или неупражнения органов |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между видом отбора и его характеристикой.
Характеристика |
Вид отбора |
А) делится на методический и бессознательный |
1. естественный |
Б) результат - новые виды |
2. искусственный |
В) делится на стабилизирующий, дизруптивный и движущий |
|
Г) осуществляется по воле человека |
|
Д) результат - новые сорта растений и породы животных |
|
Е) осуществляется в результате борьбы за существование |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность видообразования по Ж. Б. Ламарку.
A) развитие природы по своим законам
Б) Божественное сотворение материи
B) стремление к совершенству
Г) упражнение или неупражнение органов
Д) наследование приобретенных признаков
В6. Установите правильную последовательность видообразования по Ч. Дарвину.
A) естественный отбор
Б) приспособленность
B) противоречие между неограниченным размножением видов и ограниченностью ресурсов среды
Г) дивергенция
Д) борьба за существование
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. б.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Перечислите и охарактеризуйте способы межвидовой борьбы за существование.
С2. Сравните понятия абсолютной и относительной целесообразности.
Тест 2. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Синтетическая теория эволюции”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Элементарной единицей эволюции согласно синтетической теории эволюции является:
1) вид
2) индивид
3) популяция
4) экотип
А2. Основным критерием вида является:
1) морфологический
2) экологический
3) генетический
4) физиологический
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву ши цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. Формами макроэволюции являются:
1) ароморфоз
2) филетическая эволюция
3) конвергентная эволюция
4) идиоадаптация
5) дивергентная эволюция
6) дегенерация
В2. Видами естественного отбора являются:
1) ароморфоз
2) дизруптивный
3) движущий
4) идиоадаптация
5) стабилизирующий
6) дегенерация
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между видообразованием и его типом.
Видообразование |
Тип видообразования |
А) образование полиплоидов |
1. симпатрическое |
Б) заселение новых территорий |
2. аллопатрическое |
В) межвидовые гибриды |
|
Г) экологическое |
|
Д) фрагментация исходного ареала |
|
Е) межродовые гибриды |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между результатом макроэволюции и его характеристикой.
Характеристика |
Результат макроэволюции |
А) увеличение числа особей |
1. биологический прогресс |
Б) расширение ареала |
2. биологический регресс |
В) уменьшение числа особей |
|
Г) снижение уровня внутривидовой дифференциации |
|
Д) повышение уровня внутривидовой дифференциации |
|
Е) уменьшение ареала |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность этапов движущего отбора.
A) образование новой “нормы реакции”
Б) длительное изменение условий среды в одном направлении
B) преимущественное размножение особей максимально приспособленных к новым условиям среды
Г) гибель (элиминация) особей, признаки которых наименее приспособлены к изменившимся условиям
Д) популяция из особей, неоднородных по фенотипу, генотипу и “норме реакции”
В6. Установите правильную последовательность этапов стабилизирующего отбора.
A) сужение “нормы реакции”
Б) отсутствие изменений условий среды
B) преимущественное размножение особей максимально приспособленных к стабильным условиям среды
Г) гибель (элиминация) особей, признаки которых наименее приспособлены к стабильным условиям среды
Д) популяция из особей, неоднородных по фенотипу, генотипу и “норме реакции”
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Перечислите и приведите примеры известных вам адаптаций.
С2. Сравните географическую и биологическую изоляцию.
Тест 3. Тестовое задание в формате ЕГЭ по теме “Высшие приматы. Гипотезы происхождении человека. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас”
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланк ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А2) поставьте знак “х” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. К человекообразным обезьянам относится:
1) павиан
2) шимпанзе
3) мартышка
4) лемур
А2. Особенностью челюстного аппарата, связанной с выполнением речевых функций, является наличие:
1) подвижной нижней челюсти
2) подбородочного выступа
3) ячеек (альвеол) для зубов на верхней и нижней челюстях
4) неподвижной верхней челюсти
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записывайте в бланк ответов №1 справа от номера задания (В1 - В6). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В2 выберите три правильных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов в порядке возрастания.
В1. Особенности строения скелета человека в связи с прямохождением:
1) позвоночник 8-образной формы
2) подбородочный выступ
3) семь шейных позвонков
4) сводчатая стопа
5) две тазовые кости
6) уплощение грудной клетки
В2. Особенности строения скелета человека в связи с прямохождением:
1) перемещение затылочного отверстия черепа к центру основания
2) смена молочных зубов постоянными
3) наличие диафрагмы
4) чашеобразный таз
5) две тазовые кости
6) развитие икроножных мышц
В заданиях ВЗ - В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
ВЗ. Установите соответствие между видами признаков (рудиментами и атавизмами) и их примерами.
Примеры |
Вид признаков |
А) копчик |
1. рудименты |
Б) хвостатость |
2. атавизмы |
В) многососковость |
|
Г) густой волосяной покров всего тела |
|
Д) третье веко |
|
Е) ушные мышцы |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В4. Установите соответствие между этапом антропогенеза и его характеристикой.
Особенности строения |
Представители |
А) древнейший человек (Человек прямоходящий: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) |
1. дриопитек |
Б) предшественник человека (австралопитек) |
2. протоантроп |
В) предшественник человека (Человек умелый) |
3.архантроп |
Г) человек современного типа (кроманьонец и сапиенсы) |
4. палеоантроп |
Д) предок человека и человекообразных обезьян |
5. неоантроп |
Е) древний человек - неандерталец (ископаемый Человек разумный неандертальский) |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
При выполнении заданий В 5 - В6 установите последовательность биологических процессов, явлений и практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В5. Установите правильную последовательность этапов эволюции человека как биологического вида.
A) архантроп
Б) дальнейшая эволюция Человека разумного разумного
B) протоантроп
Г) неоантроп
Д) палеоантроп
В6. Установите правильную последовательность этапов эволюции человека как биологического вида.
A) древний человек
Б) человек современного типа
B) древнейший человек
Г) дальнейшая эволюция Человека разумного разумного
Д) предшественник человека
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С2) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем полный, развернутый ответ к нему.
С1. Перечислите доказательства единства человеческих рас.
С2. Составьте таблицу “Раса - признаки расы”.