Внеклассные занятия по биологии 2016 год
Экскурсия по теме На берегу реки - Биологические экскурсии
В начале лета с учащимися можно выполнить исследовательский проект “Гидробиологическая характеристика реки”.
Знания и умения, полученные на предыдущих экскурсиях, могут быть проверены в ходе выполнения индивидуальных заданий.
Цель экскурсии. Изучить животный и растительный мир реки и составить ее гидробиологическую характеристику.
Оборудование на группу. Сачок водный; пинцет; пробирки с пробками или пластиковые бутылочки с крышками; лупы 2 -, 4 -кратного увеличения; ложка чайная; кюветы лабораторные или светлые фотографические; полиэтиленовые тазики светлого цвета; емкости для сбора крупного живого материала (можно пятилитровые канистры из-под воды); записная книжка и карандаш; определители; шпагат или шнур длиной 5 — 15 м; теннисные шарики или пластиковые вкладыши шоколадных яиц; белая крышка от кастрюли; термометр водный.
Подготовка к экскурсии. Учащихся делим на группы по 4 — 5 человек и в них распределяем “профессии”: гидролог, ботаник, зоолог, а также фотограф, если участников больше пяти человек. В ходе предварительной подготовки к экскурсии и при обсуждении цели и задач проекта оговариваем с учащимися содержание работ каждого участника группы. Подробно объясняем особенности работы гидролога, зоолога и представителей других “профессий”, правила заполнения паспорта места исследования. Для удобства работы каждому участнику выдается отдельный лист-задание с подробными инструкциями. Так, лист-задание гидролога включает приведенные ниже пункты 3, 4, 5, зоолога — пункт 7, а ботаника — пункт 6. При выполнении заданий зоолог и ботаник используют определительные карточки или школьные атласы-определители. Сложные для определения группы животных и растений определяют в лаборатории с помощью руководителя.
Проведение экскурсии. Распределяем учащихся по отдельным исследуемым участкам, выдаем на группу задания. Участки исследования должны различаться по гидробиологическим характеристикам, но находиться в поле зрения руководителя.
Каждая группа заполняет паспорт места исследования, который включает следующие пункты:
1. Общие сведения
Участники:
1) Группа.
2) Фамилии участников исследования.
3) Контактные адреса, телефоны.
2. Место исследования
1) Область, район, населенный пункт.
2) Название реки, которое есть на карте.
3) Общие сведения. Участок водоема (левый или правый берег, примерное расстояние от моста или другого природного, или антропогенного объекта, стоки ручья или другие стоки в реку).
3. Характеристика водного русла
1) Ширина водного потока (В) в метрах. Измерьте ширину веревкой, рулеткой или другим способом.
2) Глубина водного потока (Д) в метрах. Погрузите палку вертикально в воду, затем выньте и измерьте длину мокрой части. Не втыкайте палку в дно, иначе измерения будут неточными.
3) Скорость течения (Н) в м/с на середине потока. Используйте мячик или другой плавающий предмет. Отмерьте 10-метровый участок, где мячик может проплыть без помех. Бросьте мячик в воду чуть выше по течению от точки начала отсчета. Измерьте секундомером время, за которое мячик проплывет 10 м, разделите 10 м на число секунд, и вы получите скорость течения в м/с.
4) Прозрачность воды гидрологи определяют диском Секки, но можно обойтись и подручными средствами. Возьмите белую эмалированную крышку от кастрюли, привяжите к ней веревку, завяжите узлы через 10 см. Осторожно с мостков (или зайдя непосредственно в воду) опустите крышку в воду так, чтобы веревка была перпендикулярна дну реки. Опускайте крышку в воду до тех пор, пока она отчетливо видна, затем выньте крышку из воды и по намокшей части веревки определите прозрачность реки.
Результаты измерений занесите в таблицу.
Гидрологическая характеристика района исследования
Дата |
Погодные условия |
1 °С воздуха |
1 °С воды |
Скорость течения |
Прозрачность воды |
Направление течения |
4. Описание территории исследования
Опишите, что представляет собой берег реки.
Обследуйте территорию и отметьте в таблице цифрой 1 — наиболее характерное для вашего участка, цифрой 2 — следующее по степени обычности и т. д. Если что-то из перечисленного отсутствует, не отмечайте никак.
На побережье |
0 — 10 м от воды |
10 — 50 м от воды |
Лиственный лес, кусты |
||
Хвойный лес |
||
Луг, поляна |
||
Болотистое место |
||
На побережье |
0 — 10 м от воды |
10 — 50 м от воды |
Пастбища |
||
Поля, огороды, сады |
||
Населенный пункт |
||
Зоны отдыха |
||
Особенности (развалины, строения, гидросооружения и т. д.) |
||
Наличие мусора |
5. Характер берегового склона на участке
1) Крутой склон, обрыв.
2) Склон умеренной крутизны.
3) Пологий склон.
(Нужное подчеркнуть)
Характеристика дна водоема
Степень покрытости |
|
Дно покрыто живыми растениями |
Одиночные растения |
Слой полуразложившихся растений (листья). Упавшие в воду деревья |
|
Илистая грязь (разложившиеся части растений, на ощупь маслянистая масса) |
|
Глина |
|
Песок сыпучий, мелкий |
|
Мелкая галька, крупный песок (2 — 20 мм) |
|
Камни (2 — 20 см) |
|
Валуны, скальные породы |
Заполните таблицу: цифрой 1 отметьте наиболее характерное, цифрой 2 — следующее по степени обычности и т. д. Если что-то из перечисленного отсутствует, не отмечайте никак.
6. Растения водоема
Пройдите по берегу и поищите те растения, которые можно обнаружить прямо с суши. Пользуйтесь определителем растений.
Заполните таблицу. Если вам не удалось найти ни одного растения из названной группы, поставьте галочку в графе “Нет”. Если найдено менее 5 растений, поставьте галочку в графе “Редкие”, если более 5, — в графе “Массовые”, и запишите, сколько конкретно видов вы нашли.
Группа растений |
Нет |
Редкие |
Массовые |
Прибрежные Сусак зонтичный, калужница болотная, лютик ядовитый, череда трёхраздельная, вероника поручейная, камыш озёрный, цикута, вех ядовитый, вахта трёхлистная |
|||
Полупогруженные Рогоз широколистный, рогоз узколистный, тростник обыкновенный пушица, ежеголовка ветвистая, белокрыльник болотный |
|||
Полностью погруженные Лютик жёстколистный, элодея |
|||
Плавающие Пузырчатка обыкновенная, рдест плавающий, кувшинка чистобелая, водокрас лягушачий, ряска малая, ряска трёхдольная, многокоренник |
|||
Другие растения Мхи, водоросли, Фитопланктон |
|||
Прочие |
7. Животные водоема
Сначала поищите животных, которые живут рядом с водоемом на суше. Запишите результаты.
С помощью сачка соберите животных в воде. Поместите всех в белую емкость с водой. Используйте определитель (см. Приложение). Подсчитайте количество пойманных животных и занесите в протокол. Если вам не удалось найти ни одного животного из той или иной группы, поставьте галочку в графе “Нет”. Если найдено менее 5 видов особей, — в графе “Редкие”, если более 5, — в графе “Массовые”, и запишите, сколько конкретно вы нашли.
Группа животных |
Нет |
Редкие |
Массовые |
Животные на воде и над водой: птицы, водомерки, прочие |
|||
Животные в воде: рыбы, черви, пиявки, моллюски, водные пауки, клещи ракообразные |
|||
Личинки насекомых: стрекоз, подёнок, веснянок, вислокрылок, Ручейников, комаров |
|||
Другие животные: жуки, лягушки, тритоны, их головастики |
|||
Прочие |
Руководитель помогает учащимся в определении новых видов животных и растений. Сложные виды можно взять с собой в лабораторию с последующей фиксацией материала, чтобы получить консультацию специалиста.
Работа с учащимися после экскурсии
Подведением итога экскурсии может стать написание исследовательского проекта, выступление на школьной конференции, а также оформление стендовых докладов или компьютерных презентаций. Можно предложить учащимся (по группам) составить кроссворды по видам животных и растений водоемов для своих товарищей или младших школьников.