ВАРИАНТ 5 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2018

Биология ОГЭ 2018 - Комплекс материалов для подготовки учащихся Лернер Г. И. - 2018 год

ВАРИАНТ 5 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2018

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Гастроэнтеролог — это врач, который лечит болезни органов

1) дыхания

2) выделения

3) пищеварения

4) кровообращения

Ответ:

2. Санитарами клетки можно назвать

1) рибосомы

2) хлоропласты

3) митохондрии

4) лизосомы

Ответ:

3. Грибница, опутывающая корни растений, называется

1) плесень

2) лишайник

3) микоз (грибковое заболевание)

4) микориза

Ответ:

4. Какая часть внутреннего строения ствола дерева обозначена цифрой 4?

1) сердцевина

2) луб

3) древесина

4) кора

Ответ:

5. С помощью перечисленных в задании признаков покрытосеменное древесное растение от голосеменного можно отличить по

1) строению клеток

2) способности к фотосинтезу

3) внутреннему строению стебля

4) наличию плодов

Ответ:

6. К пищеварительным железам брюхоногих моллюсков относятся

1) печень и поджелудочная железа

2) печень и слюнные железы

3) слюнные и поджелудочная железы

4) желудок и печень

Ответ:

7. Мантийная полость — это пространство

1) в пищеварительном тракте

2) между раковиной и мантией

3) между мантией и стенками тела

4) всей полости тела

Ответ:

8. Переход предков человека к прямохождению способствовал

1) высвобождению рук

2) способности к обучению

3) формированию прямого позвоночника

4) формированию суженной грудной клетки

Ответ:

9. Центром нейрогуморальной регуляции является

1) кора головного мозга

2) вегетативная нервная система

3) гипоталамус

4) продолговатый мозг

Ответ:

10. Сколиоз — это заболевание

1) позвоночника

2) локтевого сустава

3) плечевого сустава

4) тазобедренного сустава

Ответ:

11. Каких клеток крови больше всего в 1 мм3 крови здорового человека?

1) молодых эритроцитов

2) тромбоцитов

3) лимфоцитов

4) фагоцитов

Ответ:

12. У людей, попавших в аварию или пострадавших в результате травм, пульс прощупывают в области шеи. Этот пульс обнаруживается в

1) сонной артерии

2) плечевой артерии

3) аорте

4) лучевой артерии

Ответ:

13. В какой части дыхательной системы создается отрицательное давление воздуха?

1) в гортани

2) в трахее

3) в плевральной полости

4) в бронхах

Ответ:

14. Центр терморегуляции организма находится в

1) продолговатом мозге

2) промежуточном мозге

3) среднем мозге

4) спинном мозге

Ответ:

15. На рисунке показан пример

1) искривления хрусталика

2) деформации стекловидного тела

3) близорукости

4) дальнозоркости

Ответ:

16. Сильное эмоциональное возбуждение

1) расслабляет весь организм

2) способствует выделению адреналина

3) приводит к накоплению молочной кислоты в мышцах

4) понижает тонус мышц

Ответ:

17. На рисунке показано оказание первой помощи при переломе

1) обоих бедер

2) обеих голеней

3) шейного отдела позвоночника

4) позвоночника

Ответ:

18. Ограничивающим фактором для роста картофеля может стать

1) солнечный свет

2) окучивание и рыхление почвы

3) мелкие млекопитающие, питающиеся плодами растения

4) колорадский жук

Ответ:

19. Движущей силой эволюции, приводящей к разнообразию и приспособленности видов, является

1) борьба за существование

2) мутационный процесс

3) искусственный отбор

4) естественный отбор

Ответ:

20. На графике показана зависимость числа случаев кариеса зубов от среднего количества сахара, потребляемого на душу населения в разных странах. Какое из утверждений будет соответствовать данным, приведенным на графике?

1) частота встречаемости кариеса НЕ зависит от количества потребляемого сахара

2) в цивилизованных странах кариес встречается реже

3) чем больше потребляется сахара, тем чаще встречается кариес

4) потребление сахара в мире постоянно растет

Ответ:

21. Между анализатором и его центральным отделом существует определенная связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведенной таблице?

Анализатор

Центральный отдел

Зрительный анализатор

Затылочная доля мозга

Слуховой анализатор

...

1) височная доля

2) теменная доля

3) лобная доля

4) продолговатый мозг

Ответ:

22. Верны ли следующие суждения о растениях?

А. В процессе эволюции у растений формировались различные виды тканей.

Б. У мохообразных и папоротников отсутствуют вегетативные органы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Ответом к заданиям 23—28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

23. Выберите заболевания, вызываемые простейшими.

1) энцефалит

2) холера

3) малярия

4) аскаридоз

5) дизентерия

6) лямблиоз

Ответ:

24. У Африканских страусов контурные перья не имеют крючочков и бородки не образуют сомкнутых опахал. Зато эти перья очень красивы. У страусов длинные ноги и высоко поднятая над землей голова. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию признаков этой птицы. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Африканский страус может достигать размеров до 3 м и массы до 90 кг.

2) Нигде, кроме Африки, эти страусы не выживают.

3) Африканские страусы не летают.

4) Их перья могут использоваться для украшения шляп.

5) Самки страусов откладывают до 7 яиц.

6) Питаются страусы семенами, насекомыми, мелкими позвоночными.

Ответ:

25. Установите соответствие между признаком животного и видом, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАКИ ЖИВОТНОГО

A) кровеносной системы нет

Б) снабжен приспособлениями к паразитизму — крючки, присоски и т.д.

B) в цикле развития промежуточных хозяев нет

Г) есть кровеносная система

Д) в биоценозе играют роль детритофагов — создателей гумуса

Е) нет пищеварительной системы

ВИД ЖИВОТНОГО

1) бычий цепень

2) дождевой червь

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







26. Определите последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у человека, начиная с левого желудочка сердца.

1) правое предсердие

2) аорта

3) левый желудочек

4) легочные артерии

5) правый желудочек

6) левое предсердие

7) полые вены

Ответ:








27. Вставьте в текст “Развитие свиного цепня” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Развитие свиного цепня

Для свиного цепня человек ______________ (А) хозяин. Свинья — ______________ (Б) хозяин заражается цепнем, заглатывая его ______________ (В).

Из яйца выходит ______________ (Г) с шестью хитиновыми ______________ (Д).

Попав в различные органы животного, она превращается в ______________ (Е). Однако в организме свиньи дальнейшего развития не происходит. Чтобы продолжать развиваться, она должна попасть в тело человека.

Перечень терминов

1) финна

2) промежуточный

3) окончательный

4) хвостатая личинка

5) членики

6) личинка

7) крючки

8) яйца

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







28. Познакомьтесь со строением сердца лягушки. Обратите внимание на количество камер в этом сердце, а также на движение крови в нем.

А. Ток крови в сердце лягушки

Проследите за током крови в сердце лягушки. Через какую камеру кровь поступает в сердце, и из какой — удаляется из сердца?

1) поступает в желудочек, удаляется из предсердий

2) поступает в предсердия, удаляется из желудочка

Б. Артерии, связанные с сердцем лягушки

Вспомните определения артерии и вены. Найдите их на рисунке. Не забудьте, что необходимо обратить внимание на ток крови в сердце. Под какими номерами на рисунке находятся артерии?

1) 1 и 2

2) 2 и 3

3) 3 и 4

4) 1 и 4

5) 2 и 4

В. Артерии и камеры сердца

Из какой камеры сердца кровь поступает в артерии?

1) из левого предсердия

2) из правого предсердия

3) из обоих предсердий

4) из желудочка

Г. Вены, связанные с сердцем лягушки

Вспомните определения артерии и вены. Найдите их на рисунке. Не забудьте, что необходимо обратить внимание на ток крови в сердце. Под какими номерами на рисунке находятся вены?

1) 1 и2

2) 2 и 3

3) 3 и 4

4) 1 и 4

Д. В желудочке сердца лягушки отсутствует перегородка. После сокращения предсердий из левого в желудочек поступает артериальная кровь, а из правого — венозная. Какая кровь отправится из желудочка в большой и малый круг кровообращения?

1) смешанная

2) венозная

3) артериальная

4) больше артериальная, чем венозная

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






ЧАСТЬ 2

Для ответа на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

Лаццаро Спалланцани и теория происхождения жизни

В XIX веке биологов, врачей, философов интересовал невероятно важный даже сегодня вопрос: могут ли живые существа зарождаться самостоятельно, без постороннего участия, из “ничего”, или каждый организм имеет родителей? Этот вопрос, ответ на который знает любой современный школьник старших классов, не так прост, как кажется. Мы знаем, что все живые существа рождаются от своих родителей — мышь от мышей, береза вырастает из семени березы, а у слона и черепахи также есть свои папа и мама.

Но кто был родителем самого первого организма, появившегося на Земле? Этот вопрос оказался очень важным. На протяжении всей истории науки предлагают два основных ответа на этот вопрос: первый - все живые организмы появились из неживых тел, благодаря множеству химических превращений веществ, находившихся в составе Земли. Второй ответ — все, и сама Земля, и ее население, т.е. растения и животные, бактерии и люди, были созданы невидимым нам творцом по особой программе.

Одним из ученых, который взял на себя смелость решить столь существенную для науки проблему, был Лаццаро Спалланцани — итальянец, профессор нескольких университетов Италии, любознательный и смелый человек, усомнившийся и в учении Аристотеля, и в божественном происхождении жизни. В его время многие верили в самозарождение (рождение без родителей) жизни. В одном из “научных трактатов” писалось: “Оспаривать, что жуки и осы зарождаются из коровьего помета, все равно что спорить против разума, здравого смысла и реального опыта. Даже столь сложные животные, как мыши, не обязательно должны иметь отцов и матерей, если кто-либо сомневается, пусть поедет в Египет и там убедится в том, что поля положительно кишат мышами, зарождающимися из грязной тины реки Нила, что является большим бедствием для населения”.

Спалланцани не верил в подобные “научные истины”. Он решил доказать, что любые живые существа, даже бактерии, должны рождаться только от таких же живых существ. Живое только от живого.

29. Используя содержание текста, ответьте на следующие вопросы.

1) Какие гипотезы выдвигались древними учеными о происхождении жизни на Земле?

2) В справедливости какой теории усомнился Спалланцани?

3) С помощью какого метода исследования он мог подтвердить или опровергнуть идеи древних ученых?

30. Пользуясь таблицей “Состояние жизненных процессов млекопитающих во время спячки” и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Состояние жизненных процессов млекопитающих во время спячки

Название

животного

Пульс в минуту

Температура тела

% потери в весе

в норме

при спячке

в норме

при спячке

Ёж

75

25

34-37

1,8-4,3

31,2

Летучая мышь

420

16

37-38

0,1-5,0

33,5

Хомяк

150-200

12-15

38-39

4-5

35

Желтый суслик

100-350

5-19

37,0

0,7-2,0

37-49

1) Опускается ли температура тела животных ниже 0 градусов во время спячки?

2) Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии?

3) Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе и почему?

Рассмотрите таблицы 7, 2 и выполните задания 31 и 32.

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки

(г)

Жиры

(г)

Углеводы

(г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Чикен фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат “Цезарь” (курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

И

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Кока-кола

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности

Энергозатраты

Прогулка — 5 км/ч; езда на велосипеде — 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная

4,5 ккал/мин

Прогулка — 5,5 км/ч; езда на велосипеде — 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный)

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика; прогулка — 6,5 км/ч; езда на велосипеде — 16 км/ч; каноэ — 6,5 км/ч; верховая езда — быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки — 15 км/ч; прогулка — 8 км/ч; езда на велосипеде — 17,5 км/ч; бадминтон — соревнования; большой теннис — одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжы

7,5 ккал/мин

Бег трусцой; езда на велосипеде — 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом на воде

9,5 ккал/мин

31. Надежда регулярно посещает фитнес-клуб. Каждый раз ее занятия включают 30 минут ритмической гимнастики, 30 минут велотренажера со скоростью 10 км/час и час игры в настольный теннис. После одной из вечерних тренировок она решила поужинать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Надежде оптимальное по калорийности и соотношению углеводов меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты после очередной тренировки. При выборе учтите, что Надежда обязательно закажет вафельный рожок и кока-колу. В ответе укажите энергозатраты спортсменки во время её тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность ужина и количество углеводов в нём.

32. Почему при интенсивных тренировках спортсменам необходимы углеводы, и каким образом они пополняются организмом в ходе соревнований, например у марафонцев?






Для любых предложений по сайту: [email protected]