Ответы на задания для тренировки части 1 - Ответы

Биология Я сдам ОГЭ! - Модульный курс. Практикум и диагностика - 2018 год

Ответы на задания для тренировки части 1 - Ответы

Задания с кратким ответом в виде одной цифры1

По разделам “Биология как наука. Методы биологии”, “Признаки живых организмов”, “Система, многообразие и эволюция живой природы”, “Взаимосвязи организмов и окружающей среды”

ВАРИАНТ 1

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

2

Синтез белка — биохимический процесс

2

1

Р. Гук изучал клетку под микроскопом, не воздействуя на объект

3

4

Комплекс Гольджи представляет собой стопку блюдцеобразных цистерн, окружённых многочисленными пузырьками

4

3

Инсулин — белок, а белки синтезируются в рибосомах

5

3

Растения создают органические вещества при фотосинтезе

6

1

В ходе естественного отбора сохранившиеся особи вида оставляют потомство с отобранными наследственными признаками, то есть эволюция идёт в определённом направлении

7

3

Наземно-воздушная среда имеет наименьшую плотность, поэтому требуется хорошо развитая ОДС

8

3

Насекомоопыляемые цветковые растения

9

3

У предков кольчатых червей не было только кровеносной системы

10

2

Растения производят органические вещества в ходе фотосинтеза

ВАРИАНТ 2

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

2

Цитология — наука о клетке

2

1

Необходимо создать специальные условия для выяснения правильности гипотезы

3

1

Под двойной мембраной расположены структуры в форме стопок из плотно уложенных дисков, уходящие вглубь

4

4

В митохондриях синтезируется АТФ

5

1

Дыхание — энергетический обмен

6

1

Возникает в результате нехватки ресурсов, приводит к естественному отбору

7

4

Кистепёрые считаются предками древних земноводных

8

1

В связи с появлением органа воздушного дыхания — лёгких

9

1

Ели — тенелюбивые растения, создающие под своим пологом сумрак

10

4

Чем больше видов, тем более устойчив биогеоценоз

По разделу “Система, многообразие и эволюция живой природы”

ВАРИАНТ 1

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

3

Вирусы — неклеточная форма жизни, способны к размножению только в клетке хозяина

2

4

Фотосинтез возможен только в хлоропластах

3

8

В одном семени только один зародыш

4

1

Придаточные корни отрастают от стебля

5

3

Листья через устьица испаряют воду

6

1

На любом побеге имеются почки

7

4

Инфузории — это группа простейших организмов

8

1

Конечность имеет части, характерные для членистоногих

9

3

Они обитают там, где пища уже переварена

10

1

Этот признак отсутствует у пресмыкающихся

ВАРИАНТ 2

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

3

Паразиты — организмы, обитающие в организме хозяина

2

3

Микориза — это симбиоз мицелия гриба с корнями высших растений

3

2

На клубне имеются видоизменённые почки — главный признак побега

4

4

Это зона проведения

5

3

Лист — вегетативный орган растения

6

3

Это запас питательных веществ

7

2

У инфузории сократительная вакуоль удаляет воду

8

4

У всех членистоногих наружных скелет из хитина

9

4

Для успешного существования планарии необходимы все перечисленные системы органов

10

1

Он дышит с помощью кожи

По разделу “Человек и его здоровье” (темы по Кодификатору 4.1, 4.2, 4.12)

ВАРИАНТ 1

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

2

Человек способен передавать информацию при помощи речи

2

3

Это признак, характерный для класса Млекопитающие

3

1

Это позволяет смягчать толчки при ходьбе

4

3

Поскольку является следствием увеличения концентрации углекислого газа в крови

5

4

В этом положении работают мышцы, позволяющие держать предмет

6

1

Поскольку требует повторения уже заученных движений

7

3

Поскольку передаёт импульс на рабочий орган (мышцу)

8

2

Барабанная перепонка начинает колебаться в ответ на звуковые колебания воздуха

9

3

Эти рецепторы отвечают за сумеречное зрение

10

2

Язык — орган вкуса

ВАРИАНТ 2

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

1

Только человек способен передавать информацию с помощью речи

2

3

Это признак, характерный для класса Млекопитающие

3

2

Это позволяет меньше беспокоить внутренние органы при ходьбе

4

2

Кожа защищает организм от внешних воздействий

5

2

Там расположены рецепторы центра глотания

6

1

Сложный условный рефлекс состоит из нескольких простых

7

4

Этот нейрон соединяет чувствительный и двигательный нейроны

8

3

Колебания жидкости возбуждают волосковидные клетки улитки

9

3

Хрусталик — линза, преломляющая световые лучи

10

2

Это главное химическое свойство любого вещества

По разделу “Человек и его здоровье” (темы по Кодификатору 4.3—4.11)

ВАРИАНТ 1

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

1

Это обязательная часть пояса верхних конечностей у млекопитающих

2

3

В процессе переваривания пищи в кровь поступает глюкоза

3

2

Пылинки легко впитывают воду и оседают под её тяжестью

4

4

Это позволяет безболезненно увеличивать и снижать её объём

5

3

Для этого имеются специальные приспособления — ворсинки

6

1

Соляная кислота губительна для бактерий и яиц гельминтов

7

1

Вторичная моча выводится из организма

8

4

Это универсальный источник энергии в клетке

9

2

В лёгких происходит газообмен: удаляется углекислый газ, поступает кислород

10

1

Она обладает запасом питательных веществ

ВАРИАНТ 2

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

4

Это скелетная мускулатура

2

1

Через них осуществляется обмен между плазмой крови, тканевой жидкостью и лимфой

3

2

Это трубка, разветвляющаяся на два бронха

4

1

Данным путём воздух попадает в лёгкие

5

3

Под действием ферментов слюны начинается расщепление крахмала

6

1

В кишечнике в кровь всасываются глюкоза и аминокислоты

7

2

Фильтрация крови происходит в почках

8

1

В ходе этого процесса выделяется энергия

9

4

Створки способны открываться только в одну сторону

10

2

Это происходит при закладке органов в органогенезе

По разделу “Человек и его здоровье” (темы по Кодификатору 4.13—4.15)

ВАРИАНТ 1

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

3

Поскольку иммунитет возникает после перенесённого заболевания

2

1

Так ликвидируется воздействие, вызвавшее удар

3

2

Неспециалист может нанести дополнительные травмы

4

1

Так удаляются ещё не попавшие в кровь яды

5

1

Адреналин — гормон надпочечников

6

1

В ней содержатся вещества, отрицательно воздействующие на состояние сосудов

7

1

Это заболевание возникает как следствие нехватки данного витамина

8

2

Собака не реагирует на данный раздражитель

9

2

Это первый, ознакомительный рефлекс

10

2

Этот вид торможения возникает при неиспользовании рефлекса

ВАРИАНТ 2

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

3

Он является источником заражения

2

3

Это позволит уничтожить бактерии, попавшие в рану, и предотвратить нагноение

3

3

Это позволит смыть вещество, вызывающее ожог

4

1

Только в этом случае будет обеспечен газообмен

5

4

Этот вид спорта требует постоянной задержки дыхания при активной мышечной работе, а также выдоха в плотную среду

6

2

Бульон омывает стенки желудка, вызывая дополнительное отделение пищеварительных ферментов

7

3

Операции, как правило, связаны с кровопотерей

8

3

Это определение сангвиника

9

1

Они носят приспособительный характер и не передаются потомству

10

2

В основе данного вида памяти лежит деятельность мышц

Задания проверяющие умения интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме, определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, оценивать правильность биологических суждений

ВАРИАНТ 1

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

3

Скорость возрастает с 12,5 до 30,5 у.е., а затем падает до 8 у.е.

2

2

Скорость возрастает с 8 до 36 особей/см3, и это высший показатель

3

4

На 25-й минуте этот показатель выше 60%

4

4

Это часть популяции, так же как жаберный лепесток — часть жабр

5

2

Это пример плода, так же как метёлка — пример соцветия

6

3

Это функция лёгкого, так же как функция клеточного центра — обеспечение деления клетки

7

3

Нервная ткань отличается от прочих тканей организма двумя названными свойствами; чувствительные нейроны передают сигнал в ЦНС, поэтому их тела, как правило, лежат на пути к ней

8

4

Оба суждения относятся к вегетативной нервной системе

9

3

Описаны функция сократительной вакуоли и процесс её образования у простейших

10

3

Даны правила описания цепей питания

ВАРИАНТ 2

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

1

С повышением на 5 “С скорость возрастает с 17 у.е. до 29 у.е.

2

1

Скорость возрастает в диапазоне 0,01—0,06, а затем выходит на плато

3

1

За первый час доля снижается со 100 до 40%, а потом за 44 часа снижается с 40 до 25%

4

4

Биоценоз — часть биосферы, так же как черешок — часть листа

5

2

Цветок — часть соцветия, так же как боковой корень — часть корня

6

1

Нейрон обладает способностью проведения, так же как сперматозоид способен к перемещению

7

1

По аксону нервные импульсы поступают в тело самой нервной клетки

8

2

Дана характеристика гладкой мышечной ткани

9

3

Дыхание растений не отличается от дыхания организмов других царств

10

2

В пункте “А” описан нейтрализм, а не нахлебничество

Задания с выбором и записью трёх верных ответов из шести

Умение проводить множественный выбор исходя из имеющихся знаний

ВАРИАНТ 1

Задание 1

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

3

Экология изучает взаимоотношения организмов со средой обитания

4

Экология изучает взаимоотношения групп организмов (популяций вида) между собой

6

Экология изучает взаимоотношения групп организмов (видов) между собой и со средой обитания

Задание 2

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

1

В состав нуклеотида ДНК входит остаток фосфорной кислоты

2

В состав нуклеотида ДНК входит азотистое основание аденин

5

В состав нуклеотида ДНК входит углевод дезоксирибоза

Задание 3

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

1

Углекислый газ фиксируется в темновой фазе как источник углерода для синтезируемого органического вещества

3

Глюкоза синтезируется в темновой фазе

6

На процессы темновой фазы расходуется энергия АТФ

Задание 4

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

2

Кора больших полушарий имеет борозды и извилины

5

Кора больших полушарий отвечает за условно-рефлекторную деятельность

6

Кора больших полушарий представлена телами нейронов и дендритами — серым веществом

Задание 5

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

2

Белки расщепляются до полипептидов

3

Начинается расщепление крахмала

5

Расщепляются белки, жиры и углеводы

ВАРИАНТ 2

Задание 1

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

3

Эксперимент состоит в изменении нагрузки

4

Эксперимент включает контрольную (здоровые) и экспериментальную (гиподинамия) группы

6

Эксперимент состоит в изменении влияния безучастного раздражителя

Задание 2

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

1

Состоит из многочисленных остатков глюкозы

3

Состоит из многочисленных остатков глюкозы

5

Состоит из многочисленных остатков глюкозы

Задание 3

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

1

В ходе энергетического обмена образуется энергия

3

В митохондриях протекает последний — окислительный — этап

5

Образование АТФ — главная задача энергетического обмена

Задание 4

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

1

Слюна смачивает пищу и превращает её в пищевой комок

3

В слюне содержатся ферменты, расщепляющие крахмал

5

В слюне содержатся вещества, губительные для бактерий

Задание 5

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

3

Жидкая соединительная ткань

4

Жидкая соединительная ткань

6

Жидкая среда, обеспечивающая обмен веществ между клетками

Умение проводить множественный выбор исходя из текста задания

ВАРИАНТ 1

Задание 1

Цитата из текста, подтверждающая выбор

2

из-за красивых цветков

3

кустарник

5

декоративный кустарник, используемый в озеленении

Задание 2

Цитата из текста, подтверждающая выбор

1

кустарник, используемый в зелёных насаждениях

3

своих плодов

5

кустарник

Задание 3

Цитата из текста, подтверждающая выбор

1

отряд паукообразных

5

конечности легко отламываются, оставаясь у хищника

6

отряд паукообразных

Задание 4

Цитата из текста, подтверждающая выбор

2

грызун

3

питающийся сочными плодами

4

грызун

Задание 5

Цитата из текста, подтверждающая выбор

1

создатель единой системы классификации растительного и животного мира

3

креационист

5

выдающийся ботаник

ВАРИАНТ 2

Задание 1

Цитата из текста, подтверждающая выбор

1

декоративный кустарник, используемый в озеленении

3

из-за красивых цветков

5

кустарник

Задание 2

Цитата из текста, подтверждающая выбор

1

плодами

2

декоративный кустарник

4

со сладкими, богатыми витаминами плодами

Задание 3

Цитата из текста, подтверждающая выбор

3

относятся к кольчатым червям

4

питаются кровью позвоночных животных, нападая на них в водоёме

6

относятся к кольчатым червям

Задание 4

Цитата из текста, подтверждающая выбор

3

мелкий грызун

4

имеющий защёчные мешки

5

мелкий грызун

Задание 5

Цитата из текста, подтверждающая выбор

3

иммунолог

4

микробиолог

6

разработавший технологию пастеризации

Задания на установление соответствия элементов двух информационных рядов

ВАРИАНТ 1

Задание 1


№ п/п

Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции

А

1

У клеток грибов клеточная стенка из хитина

Б

2

Только у растительных клеток есть пластиды

В

2

У растительных клеток клеточная стенка из целлюлозы

Г

2

Клетки растений накапливают запасные углеводы в виде крахмала

Д

1

Грибная клетка накапливает запасные углеводы в виде гликогена

Задание 2


№ п/п

термин

Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции

А

3

химическое

под действием ферментов происходят химические реакции

Б

5

крахмал

ферменты слюны расщепляют углеводы

В

6

сахар

в результате расщепления крахмала образуется мальтоза (солодовый сахар)

Г

1

слабощелочную

слюна окрашивает лакмус в синий цвет

Задание 3


№ п/п

Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции

А

1

Окрас шерсти собаки — однотонный

Б

1

Глаза перпендикулярны линиям морды и лба

В

4

Ушные раковины свисают ниже уровня глаз

Г

3

Угол около 60°

д

4

Конец хвоста не свисает, а направлен в сторону от тела

ВАРИАНТ 2

Задание 1


№ п/п

Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции

А

1

Растения способны к росту в течение всей жизни

Б

2

Животные имеют приспособления для перемещения в среде обитания

В

2

Животные питаются только готовыми органическими веществами

Г

1

Для растений характерен процесс фотосинтеза

Д

2

Для ориентации в пространстве животным необходимы органы чувств

Е

1

В ходе фотосинтеза образуется кислород

Задание 2


№ п/п

термин

Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции

А

2

крахмал

ферменты слюны расщепляют углеводы

Б

3

аминокислота

это мономер белковой молекулы

В

4

желчь

секрет печени

Г

7

жир

желчь разрушает крупные капли жира

Задание 3


№ п/п

Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции

А

1

Имеется черешок

Б

4

Жилки отходят в стороны по всей длине центральной жилки

В

4

Цельная форма листовой пластинки

Г

2

Относительно равномерная форма, где длина в 1,5 раза больше ширины

Д

1

Край листовой пластинки цельный

Задания на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов

ВАРИАНТ 1

Задание 1

Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности

3

Первичные потребности, без которых организм не может функционировать

1

Возникают при условии удовлетворения первичных потребностей

2

Необходимость в общении с другими людьми

5

Потребность в самоуважении и уважении со стороны других

4

Потребность в познании себя и мира

Задание 2

Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности

5

Подготовка объекта исследования

2

Расположение объекта в приборе

6

Условие, необходимое для протекания активного дыхания

4

Расположение прибора с объектом в месте проведения опыта

1

Контрольный объект для сравнения

3

Проверка гипотезы исследования

Задание 3

Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности

3

Признак типа Кишечнополостные

4

Признак типа Кольчатые черви

2

Признак типа Членистоногие

5

Признак подтипа Позвоночные

1

Признак класса Млекопитающие

ВАРИАНТ 2

Задание 1

Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности

5

Считается, что первые одноклеточные организмы были гетеротрофами

1

Первые клетки, способные к фотосинтезу

2

Характерно для водорослей и моховидных

4

Имеются у папоротникообразных

3

Есть у цветковых

Задание 2

Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности

4

Прикрепление прибора на теле испытуемого

2

Прибор необходим для измерения

1

Создание условия для прекращения кровотечения в конечность

6

Начинается медленное выравнивание давления в сосудах конечности

5

Сначала показывается максимальное давление

3

Затем появляется минимальное давление

Задание 3

Пояснение, подтверждающее выбор позиции в последовательности

1

Организмы, которым не требуется почва

3

Моховидные способны выживать при минимальном количестве гумуса

2

Семена травянистых растений прорастают в образовавшемся гумусе

4

Кустарники менее требовательны к почвенному покрову, чем деревья

5

Наиболее требовательны к почвенному покрову


1 В ответах предложено лишь направление верного рассуждения, которое следует дополнить доводами, допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла.






Для любых предложений по сайту: [email protected]