Примерные вопросы инвариантной части билетов переводных экзаменов по химии в 10 классе (общеобразовательный профиль) - ЭКЗАМЕН ПО ХИМИИ В 10 КЛАССЕ

Настольная книга учителя химии 10 класс - поурочные разработки

Примерные вопросы инвариантной части билетов переводных экзаменов по химии в 10 классе (общеобразовательный профиль) - ЭКЗАМЕН ПО ХИМИИ В 10 КЛАССЕ

Среди всех форм, предлагаемых Министерством образования Российской Федерации для итоговой проверки знаний учащихся, каковой является переводной или выпускной экзамен по химии, мы отдаем предпочтение экзамену по билетам. Другие формы проведения экзаменов — защита рефератов, тестирование или собеседование — нами включаются в основную форму — в экзамен по билетам.

При этом мы стремимся к максимальной реализации учащимися своего демократического права на выбор. Как известно, в обучении химии это право реализуют родители и учащиеся, когда выбирают себе профиль или тип школы: гуманитарный, естественный или физико-математический; обычную школу, школу-гимназию, школу с углубленным изучением ряда предметов и т. д.

Учителя, преподающие химию, выбирают себе тот курс из федерального списка учебно-методических комплектов, который наиболее соответствует профилю и статусу школы, а также методическим предпочтениям самого учителя. При этом они могут разработать и собственный курс, который, как любой федеральный, должен отвечать требованиям государственного стандарта химического образования.

Свое право на выбор учащиеся реализуют, когда они выбирают экзамен по химии в выпускном классе (9-м или 11-м) дополнительно к обязательным выпускным экзаменам федерального, регионального и школьного списка.

На этом возможности претворения в жизнь своего права на выбор у учащихся в процессе школьного обучения химии, как правило, исчерпываются.

Как расширить эти возможности? Как провести итоговую проверку знаний учащихся по предмету с минимальной нервной нагрузкой и с максимальным соответствием предпочтениям самих школьников, особенностями их индивидуального развития? Как сделать экзамен по химии не источником нервных стрессов или испытанием на прочность характера, а комфортным во всех отношениях итоговым смотром знаний, своеобразным праздником демонстрации школьниками своих достижений в обучении химии?

Полностью соответствуя традициям проведения экзамена в русской школе, мы предпочитаем и переводной, и выпускной экзамен по предмету проводить по билетам.

Однако предлагаемая нами структура билета позволяет подключить к определению его содержания и самих учащихся.

Так разработанные нами билеты состоят из заданий 2-х уровней:

1-й, базисный уровень, — содержит теоретические вопросы, соответствующие требованиям государственного стандарта химического образования: основные понятия, законы и теории химии; строение, свойства, получение и применение важнейших химических веществ; роль химии и химических знаний в природе, обществе и познании.

Как правило, задания этого уровня включают в себя один вопрос в переводных (8-м и 10-м) и 9-м классах, и 1-2 вопроса в 11-м классе.

2-й, надстроечный уровень, включает в себя один вопрос, форму которого выбирает сам экзаменуемый. Он заказывает его себе, сообразуясь своим желаниям и возможностям. Мы предлагаем на выбор учащимся задания четырех видов:

— тестовое задание;

— химический эксперимент;

— теоретическое задание на практическое применение знаний (дать характеристику химической реакции; рассмотреть условия смещения равновесия обратимого процесса; записать уравнение и охарактеризовать окислительно-восстановительный процесс; сравнить вещества или процессы; записать уравнения химических реакций для «цепочек превращений» и т. д.);

— расчетная задача.

Для учащихся классов гуманитарного профиля задание этого уровня скорее напоминает по форме требование к реферату или творческой работе и звучит для всех примерно одинаково:

«Художественный образ вещества или химического процесса».

Оно предполагает обязательное требование: завершить работу словарем использованных в работе химических понятий или терминов (7-10) с расшифровкой их. А вот конкретное вещество или конкретную химическую реакцию и художественную форму (рассказ, сказка, стихотворение или поэма и т. п.) изложения наиболее характерных особенностей выбранного для литературной обработки химического героя — это право выбора самого ученика. Понятно, что подобное литературное творение готовится учащимися, как и любой реферат, заранее и с помощью консультаций учителем химии и русского языка и литературы.

Предлагаемая структура билетов может быть отражена с помощью следующей схемы:



Для усиления гуманистического характера проводимого экзамена по химии мы предлагаем и особый прием повышения интереса учащихся к экзамену: не только реализацию их права на выбор при определении второй части билетного задания, но и права на выигрыш для первой части билетов. Что это право и как оно реализуется на экзамене? Очевидно, что не случайно экзамен очень часто называют «лотереей»: кроме выигрыша — редкой удачи вытянуть хорошо подготовленный билет, на экзамене очень часто проявляется закон «падающего бутерброда» («маслом вниз»), когда нередко вытягивается наименее подготовленный билет. Чтобы компенсировать шансы экзаменуемого ученика на удачу и неудачу, мы предлагаем включить в список билетов и 1-2 «счастливых билета». Эти билеты имеют продолжающуюся нумерацию, но вместо заданий содержат такую желанную для всех учеников формулировку: «Счастливый случай».

Это означает, что учащийся имеет право отвечать на любой, какой он только пожелает, билет, за исключением тех билетов, которые были вытянуты до него другими экзаменующимися. Это правило распространяется только на Тую часть билета. Вторую же «счастливчик», как и все ученики, заказывает себе по форме, а содержание теста, задачи, эксперимента или теоретического задания он вытягивает из соответствующих стопочек приготовленных учителем заданий.


Примерные вопросы инвариантной части билетов переводных экзаменов по химии в 10 классе (общеобразовательный профиль)


Билет 1

Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Основные направления развития этой теории.

Изомерия органических соединений и ее виды.

Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере одного их них (по выбору экзаменующегося)


Билет 2

Типы химических реакций в органической химии: реакции присоединения, отщепления, замещения и изомеризации. Разновидности их: реакции гидрирования, гидрогалогенирования, галогенирования, гидроратации; реакции полимеризации и поликонеденсации; реакции дегидрирования, дегидратации, крекинга; реакции гидролиза, этерификации.


Билет 3

Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкадиены, алкины); карбоциклические (циклоалканы арены) и гетероциклические; классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, амины.

Гетерофункциональные органические соединения: углеводы, аминокислоты, белки.


Билет 4

Алканы: их гомологический ряд, изомерия и номенклатура. Строение, свойства и применение алканов.


Билет 5

Алкены: их гомологический ряд, изомерия и номенклатура. Строение, свойства и применение алкенов. Получение этилена.


Билет 6

Алкены на примере ацетилена. Строение молекул, получение, свойства и применение ацетилена.


Билет 7

Диены. Особенности строения и свойств сопряженных диенов. Каучуки.


Билет 8

Арены на примере бензола. Строение молекулы, получение, свойства и применение бензола.


Билет 9

Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяные газы: их состав, применение и основные направления переработки.

Нефть, ее состав и переработка. Сравнения теоретического и каталитического крекингов.


Билет 10

Предельные одноатомные спирты, их гомологический ряд, изомерия и номенклатура. Межмолекулярная водородная связь и физические свойства спиртов. Химические свойства алканов. Получение и применения эталона и метанола. Правила безопасности при работе с метанолом.

Опасность алкоголизма, способы его предупреждения и борьба с ним.


Билет 11

Фенол: строение молекулы и свойства.

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Получение и применение фенола.


Билет 12

Альдегиды: гомологический ряд, изомерия и номенклатура. Строение и свойства альдегидов.

Получение и применение формальдегида и ацетальдегида.


Билет 13

Предельные одноосновные карбоновые кислоты: гомологический ряд, изомерия и номенклатура.

Межмолекулярная водородная связь и физические свойства этих кислот. Строение и свойства кислот.

Получение и применение муравьиной и уксусной кислот.


Билет 14

Сложные эфиры: строение, свойства, получение и применение.

Жиры, как сложные эфиры. Классификация жиров, их свойства и пути промышленной переработки. Способы замены жиров в технике непищевым сырьем.


Билет 15

Углеводы, их классификация и представители моно-, ди- и полисахаридов.

Сравнение крахмала и целлюлозы.


Билет 16

Гексозы на примере глюкозы и фруктозы. Глюкоза, как альдегидроспирт, ее строение, свойства и биологическая роль. Применение глюкозы.


Билет 17

Амины, как органические основания на примере метиламина.

Анимин, его строение и свойства. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. Его получение и применение.


Билет 18

Аминокислоты, как органические амфотерные соединения. Их строение, свойства и биологическая роль. Получение и применение аминокислот.


Билет 19

Белки, их строение, свойства и биологическая роль.


Билет 20

Полимеры: их классификация и основные способы получения. Важнейшие представители пластмасс и волокон.


Билет 21

Генетическая связь между классами органических соединений.


Билет 22

Характеристика одного из типов биологически активных соединений (по выбору учащегося): классификация, представители, биологическая роль, полифункциональность соединений, гипо- и гиперфункции их.






Для любых предложений по сайту: [email protected]