Усиление гуманизации и гуманитаризации на уроках химии при изучении спиртов

Настольная книга учителя химии 10 класс - поурочные разработки

Усиление гуманизации и гуманитаризации на уроках химии при изучении спиртов

Конюшенко Л. В.

Учитель с. ш. № 10

Г. Ожерелье, Московской области


Усиление гуманизации и гуманитаризации на уроках химии при изучении спиртов


Под гуманизацией понимают обращение к личности ученика, признание самооценки человеческой жизни и здоровья, вера в созидательное предназначение людей.

А гуманитаризация предусматривает реализацию системы гуманитарных знаний, имеющих отношение к человеку и обществу, специально отобранных и адаптированных к нуждам того или иного вида деятельности.

Гуманистическая позиция всех участников урока, т. е. учителя и учеников преобразует изучаемый материал, «очеловечивая» его.

Противоречия между истиной, как ценностью урока и человеком, как ценностью урока, не будет возникать, если изучаемый материал имеет личную практическую значимость. При этом истина оставаясь целью урока, продолжает сохранять роль средства, а человек остается целью жизни.

Анализируя сегодня урок с позиции гуманной педагогики, учителю приходится выбирать такие формы организации совместной деятельности, которые позволяют раскрыть способности ученика, сделать его активным субъектом образовательного процесса, приобретающем знания осознанно в результате собственного мышления и личного опыта.

Рассмотрим некоторые способы реализации гуманизации и гуманитаризации на уроках химии при изучении спиртов. Творчески работающий учитель может использовать эти сведения при решении конкретных задач урока, а также при осуществлении промежуточного и итогового контроля.

На этапе введения учащегося в новый материал, особое значение имеют способы стимулирования познавательной деятельности.

Одним из таких способов является установление взаимосвязи истории вхождения спиртов в историю человечества. Оформить подобную информацию можно в виде, например, таблицы.


Развитие производства этанола и его применения


Период

Этапы развития производства этанола

Исторические области применения

Древние люди до н. э.

Люди знали, что при нагревании крепких вин выделяется пар, который может гореть, т. е. были известны простейшие виды перегонки.

Применение спиртных напитков в качестве алкогольных. Использовались процессы брожения сладких соков, приводящие к появлению крепких вин. Приготовление пива из зерна.

XIII-XIV вв.

Получение чистого этилового спирта. Перегонка сильно зависела от техники охлаждения.

Этиловый спирт под названием «живительные капли» итальянец Раймонд Люлий применял как лекарство.

В 1350 г. ирландский полководец Саваж поробовал поднять двух своих воинов напитком «аквавит», прототипом водки.

XV-XVI вв.

Совершенствование перегонки для получения этанола. При перегонки спирта в Италии (г. Падуя) котел устанавливался в подвальном этаже, а приемник под перекрытием первого этажа. Впервые стали помещать приемник в резервуар с водой. Освоили получение спирта из зернобобовых культур.

Парацельс назвал этиловый спирт — «алкоголь». «Живая вода» — этиловый спирт использовался в Европе как лечебное средство во время эпидемий.

В России при царе Иване IV — Грозном в 1581 г. издан Аптекарский приказ — приготовление водки и спирта было поручено аптекам. Водочник занимался продажей водки разных сортов — коричной, гвоздичной, анисовой и т. п. Он же должен был заниматься и улучшением качества: «Так бы чинить, чтоб всякая водка и состав, совершенную силу по предписанному действию в рецептах дохтурских имела».

XVII-XVIII вв.

Охлаждение спирта методом противотока.

«Огненная вода» и «ружейный гром» нередко несли, так сказать «цивилизаторскую миссию» населению стран, завоеванных европейцами. Приобретение Манхэттена, ныне центра Нью-Йорка, в 1626 г. — типичный тому пример. Голандцы «купи ли« эту землю у индейцев за три бочки рома. («Манхэттен» переводится как «место, где мы напились допьяна».)

XIX в.

Получение спирта из картофеля, из древесины. В 1834 г. Жан Батист Дюма, французский химик установил формулу «древесного спирта», а в 1859 г. его соотечественник Марселей Бертло получил метанол синтетическим путем.

В 1873 г. Александр Михайлович Бутлеров впервые получил этанол из этилена,— газа, выделенного в процессе нефтепереработки.

Продолжается использование спирта как растворителя в формации и парфюмерии, а также как сырья в ликероводочных и винных производствах.

XX в.

Развитие способов получения гидролизного спирта и синтетического из этилена.

В 1930 г. С. В. Лебедев открыл способ производства каучука на основе спирта.


Исторический экскурс при изучении этилового спирта позволит подвести учащихся в выводу о том, что производство этилового спирта способствовало возникновению первой промышленности, созданной на научной основе. Перегонка оказалась первым усовершенствованным химическим методом, который заметно стимулировал развитие химической теории и практики, являясь и сегодня фундаментом химической промышленности. Развитие мысли в этом направлении можно представить в виде следующей логической цепочки: перегонка спирта — перегонка других летучих веществ (эфир и эфирные масла) — сухая перегонка смол (скипидар, канифоль и т. д.) — перегонка нефти.

Использование сведений по истории этанола способствует развитию мышления, позволяет применять нестандартные задания. Так, при изучении физических свойств спиртов решается вопрос: «Почему до конца XIX в. целый ряд неорганических веществ относили к спиртам? Например: «соляный спирт», «селитряной спирт», смесь азотной и соляной кислот — «царская водка», «мочевой спирт». До сих пор бытуют названия «муравьиный», «борный», «камфорный» спирт и др. Эти термины в основном фармацевтические и обозначают спиртовые растворы. Так называемый мыльный спирт содержит 4,6% гидроксида калия КОН и 20% подсолнечного масла в водно-этанольном растворителе. Такой этимологический прием позволяет более оптимально обратиться к гуманитаризации при изучении спиртов. Прием этимологизации предполагает и некоторое расширение учебного материала. Так, например, происходит знакомство учащихся с циклическим спиртом — ментолом, выделенным из масла мяты. При этом осуществляется опора на личный опыт, ощущения учащихся, что, в свою очередь, способствует более осознанному усвоению учебного материла.

image202

Обращение к личному опыту учащихся так же один из путей усиления гуманизации обучения. Вкус мяты столь знакомых ребятам конфетах «Ментос», леденцах «Холе», жевачке, шампунях, лекарстве «валидол»позволит лучше усвоить, на каком свойстве этого спирта основано его применение.

Именно личностно-ориентированный подход позволяет с лучшим результатом усвоить важнейшую химическую категорию зависимости «свойства—применение»: юноши лучше усваивают применение спирта в автоделе, автомобилях, девушки — в парфюмерии, косметике. Этому способствует и соответствующая демонстрация коллекции автомобильных и парфюмерно-косметических препаратов и веществ.

Идее гуманизации обучения способствует установление относительности истины на примере этанола: он и жизненная необходимость и страшное зло, имя которому — алкоголизм.

Учитель сообщает, что многие спирты обнаружены в природе в составе мяты, желудей, кокосового ореха, почек акулы, лепестков розы и т. д., а этанол — естественный продукт обмена веществ. В крови и тканях здорового, абсолютно трезвого человека содержится от 0,003% до 0,006% этанола. Опьяняющее действие зависит от состояния здоровья, массы тела и пола человека. Прием трех рюмок водки (50 мл каждая) в течении часа образует 0,05% этанола в крови, что сказывается в основном на коре головного мозга, центрах внимания и самоконтроля, но уже 24 рюмки (1,2 л) вызывает появление 0,5%-ного спирта в крови, что доводит пьющего до бесчувственного состояния, близкого к смерти, характеризующегося нарушением кровообращения, дыхания и обменных процессов.

Формирование негативного отношения к алкоголю вот важнейшее направление гуманизации при изучении спиртов. Учитель может обратиться к учащимся: «Действие алкоголя. Ваши наблюдения и ваше отношение к алкоголизму». В подтверждение высказываний учащихся учитель может сделать следующее сообщение — информацию об опасности потребления алкоголя:

— Около 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, принявших алкоголь.

— Несчастные случаи, связанные с алкоголем, — первая причина смертности среди подростков.

— Продолжительность жизни сильно пьющих на 10-12 лет меньше средней.

— Дети алкоголиков в 3 -4 раза чаще становятся алкоголиками.

— Несколько десятков миллионов людей в нашей стране стали несчастными сиротами, бедняками, одинокими или лишены родительских прав в связи с алкоголизмом.

Затем учитель обращается к таблицам.

В части А дается уровень алкоголя в крови (в %), если все дозы были приняты быстро, в течении 15 мин. Одна доза — бутылка пива, стакан вина, 30 г водки или другого крепкого напитка. Очерченная часть таблицы показывает уровень спирта больше разрешенного предела 0,1% по американским стандартам. (В России не существует закона, определяющего предельно допустимый уровень алкоголя в крови.) Для нахождения содержания спустя некоторое время вычитайте 0,015% за каждый прошедший час.


Таблица. Алкоголь в крови.

А. Содержание в крови алкоголя в зависимости от принятой дозы и веса тела.


Кол-во доз

Вес тела (кг)

45

56

68

79

90

102


114

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0,03

0,03

0,02

0,02

0,01

0,01

0,01

0,06

0,05

0,04

0,04

0,03

0,03

0,03

0,10

0,08

0,06

0,06

0,05

0,04

0,04

0,13

0,10

0,09

0,07

0,06

0,06

0,05

0,16

0,13

0,11

0,09

0,08

0,07

0,06

0,19

0,16

0,13

0,11

0,10

0,09

0,08

0,22

0,18

0,15

0,13

0,11

0,10

0,09

0,26

0,21

0,17

0,15

0,13

0,11

0,10


0,29

0,24

0,19

0,17

0,14

0,13

0,12


0,33

0,26

0,22

0,18

0,16

0,14

0,13


0,36

0,29

0,24

0,20

0,18

0,16

0,14


0,39

0,31

0,26

0,22

0,19

0,17

0,16















Б. Влияние уровня алкоголя в крови на поведение.


Уровень спирта в крови, %

Поведение

0,05

Пониженное восприятие, потеря координации.

0,10

Замедленная на 15-25 % двигательная реакция; зрительная чувствительность понижена до 32%; при «ослеплении» фарами автомобиля зрение восстанавливается на 7-32 с позже.

0,25

Сильная потеря координации; головокружение; шатание; замедленное соображение.

0,35

Хирургическая анестезия; понижение температуры тела.

0,40

50% людей умирают от такой дозы.


Учитель просит учащихся ответить на вопросы, используя информацию таблиц.

1. Если человек весом 56 кг выпьет 2 бутылки пива, какое содержание спирта в крови у него будет сразу после этого? Через 2 часа?

2. Перечислите признаки поведения, которые вы могли бы наблюдать у людей с уровнем спирта в крови 0,15%?

3. Если человек весом 79 кг выпьет подряд 6 стаканов вина, а через час сядет за руль, будет ли он официально пьяным (по американским стандартам)?

4. Если человек весом 45 кг выпьет 10 рюмок водки, возникнет ли опасность для его жизни?

5. Сколько времени не должен садиться за руль автомобиля человек весом 90 кг, выпивший 3 бутылки пива?


И в заключение этой части урока, обращение к авторитету великих соотечественников.

Л. Толстой. Пьянство заглушает голос совести. В этом главная причина самоодурманивания людей. Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты.

В. Белинский. Пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжорствуют только дикари.

A. Чехов. Водка белая, но краснит нос и чернит репутацию.

Е. Трубицкой. Вино — прекрасный реактив: в нем обнаруживается весь человек? Кто скот, тот в вине станет совершенной скотиной, а кто человек — тот в вине станет ангелом.

B. Данилевский. Алкоголь — вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума.

Н. Семашко. Можно сказать, что сколько мужья выпили водки, столько их жены и дети пролили слез.

Феодосий Печорский. Бесноватый страдает по неволе и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и предан на вечную муку.

К. Ушинский. Пьяному на светлой улице темно.

И. Ефимов. Нет крепких вин, есть слабые головы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]