Поурочные разработки по химии 11 класс
Введение в общую химию - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс - поурочные разработки - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока - химия
Цели урока: ознакомить учащихся с задачами и структурой курса химии в 11 классе; повторить и обобщить первоначальные знания учащихся о предмете химии, веществе, атоме, элементарном строении атома, Периодическом законе, Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева (далее — ПСХЭ), химической связи, приобретенных в курсе химии 8 класса.
Оборудование: таблицы курса химии 8 класса («Строение атома», «Химическая связь»), ПСХЭ.
Ход урока
I. Организационный момент
В начале учебного года с учащимися проводится вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности в кабинете химии (далее — ОТ и ТБ). Необходимо напомнить учащимся основные правила поведения в кабинете химии при проведении лабораторных и практических работ и правила работы с тетрадью «Инструктаж ОТ и ТБ».
Курс химии 11 класса построен логично: от изучения состава и строения атома к изучению состава и строения веществ, далее углубленное изучение химических реакций, а затем изучение химических свойства веществ, их получение и применение.
Учащимся для более углубленного изучения темы «Строение атома. ПСХЭ Д. И. Менделеева» необходимо вспомнить следующее:
а) понятия «вещество», «атом», «химический элемент», «изотоп»;
б) элементарный состав атома, электронное строение атома, электронно-графическая структура атома;
в) структуру ПСХЭ Д. И. Менделеева;
г) элементы металлические и неметаллические, изменение их свойств в связи с положением в системе химических элементов;
д) химическую связь, виды химической связи.
Учащимся предлагается выполнить задания теста. Задания теоретической части теста обсуждаются вместе с учителем, практическая часть выполняется самостоятельно по вариантам.
II. Проведение теста
Теоретическая часть
1. Вспомните определение атома.
2. Какое строение имеет атом?
3. Какие элементарные частицы входят в состав ядра атома? Как определяется заряд ядра атома?
4. Что определяет сумма протонов и нейтронов?
5. Дайте определение химического элемента.
6. Как определить число протонов, нейтронов и электронов в атоме? Докажите, что атом — электронейтральная частица.
7. Дайте определение изотопа.
8. Какое строение имеет электронная оболочка атома? Как определяется число электронов в ней?
9. Как определить максимальное количество электронов на энергетическом уровне?
10. Как определяется количество электронов на внешнем энергетическом уровне?
11. Что такое орбиталь? Какую форму имеют s- и р-орбитали? Какие электроны называются s- и p-электронами?
12. Что такое электронная формула?
13. Как и почему изменяются свойства химических элементов в пределах:
а) одного периода;
б) группы, главной подгруппы при увеличении заряда ядра атома?
14. Опишите пути завершения последнего энергетического уровня:
а) характерного для металлического элемента;
б) характерного для неметаллического элемента.
15. Какие виды химической связи вам известны?
16. Какова причина возникновения различных видов химической связи?
Практическая часть
Вариант I Определить состав атома элемента № 10. Определить максимальное количество электронов на втором энергетическом уровне. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне элемента № 33. Составить электронную формулу элемента № 7. Расположить элементы в порядке усиления металличности: № 12, № 11, № 13. Каков путь завершения последнего энергетического уровня элемента № 3? Определить вид химической связи в соединениях: НCl, О2, К, MgO. |
Вариант II Определить состав атома элемента N? 40. Определить максимальное количество электронов на третьем энергетическом уровне. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне элемента № 53. Составить электронную формулу элемента № 10. Расположить элементы в порядке усиления неметалличности: № 17, № 53, № 9. Каков путь завершения последнего энергетического уровня элемента № 9? Определить вил химической связи в соединениях: F2, NaCl, H2S, Fe. |
III. Домашнее задание
Повторить по учебнику X класса сведения о строении атома (§ 4—12).
Ответы на вопросы теста
Теоретическая часть
1. Атом — наименьшая частица вещества, химически неделимая; «атом» — означает «неделимый».
2. Атом имеет сложное строение. Он состоит из положительно заряженного ядра и электронов.
3. В состав ядра атома входят: протоны, имеющие массу 1 и заряд +1; нейтроны, имеющие массу 1 и заряд 0; заряд ядра определяется количеством протонов.
4. Сумма протонов и нейтронов соответствует массовому числу атома — массе атома.
5. Химический элемент — вид атома с определенным зарядом ядра.
6. Порядковый номер элемента в ПСХЭ соответствует количеству протонов в ядре атома, количеству электронов в атоме, поэтому атом — элетронейтральная частица; число нейтронов определяется разностью массового числа и количества протонов.
7. Изотопы — химические элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но различную атомную массу.
8. Количество электронов определяется порядковым номером элемента. Электронная оболочка атома состоит из определенного количества энергетических уровней. Количество энергетических уровней в атоме соответствует номеру периода химического элемента.
9. Максимальное количество электронов определяется по формуле: 2n2, где n — номер энергетического уровня.
10. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента определяется по номеру группы ПСХЭ.
11. Орбиталь — пространство вокруг ядра атома, где наибольшая вероятность нахождения электронов. S-орбиталь имеет форму сферы (шара), р-орбиталь имеет форму объемной восьмерки; s-электроны расположены на s-орбиталях, а p-электроны расположены на p-орбиталях.
12. Электронная формула-запись строения атома, где указаны энергетические уровни, орбитали на энергетических уровнях и количество электронов на орбиталях. Следует помнить — максимальное количество электронов на s-орбитали — 2, на р-орбитали — 6; на первом энергетическом уровне открывается j-орбиталь, на втором энергетическом уровне s- и р-орбитали.
13. В пределах периода с ростом заряда ядра атома, увеличения количества электронов на внешнем энергетическом уровне уменьшается радиус атома, вследствие чего усиливается неметалличность — способность принимать электроны.
В группах, главных подгруппах с ростом заряда атома растет число энергетических уровней, увеличивается атомный радиус, вследствие чего усиливается металличность — способность отдать электроны.
14. Последний энергетический уровень у атома металла далек от завершения, до устойчивости атому металла энергетически выгоднее отдать электроны внешнего энергетического уровня; последний энергетический уровень атома неметалла близок к завершению, энергетически выгоднее атому неметалла принять недостающие электроны до устойчивости энергетического уровня.
15. Ковалентная связь полярная и неполярная, ионная связь, металлическая связь.
16. Причиной возникновения различных видов связи является электроотрицательность. Электроотрицательность — способность атомов притягивать недостающие электроны на последний энергетический уровень. В случае резкого отличия в электроотрицательности атомов — возникает ионная связь; ковалентная полярная связь возникает между атомами, которые не резко отличаются в электроотринательности; в случае одинаковой элекроотрицательности атомов возникает ковалентная неполярная связь.
Практическая часть
Вариант I Заряд ядра атома — +10; протонов — 10; электронов — 10; нейтронов 20 — 10 = 10. N = 2n2, n = 2, N = 8. 5 электронов. 1s22s22p3 Al, Mg, Na Na — металлический элемент; отдаёт один электрон с внешнего энергетического уровня. Металлическая связь — К; ковалентная неполярная связь — O2; ковалентная полярная связь — НСl; ионная связь — MgO. |
Вариант II Заряд ядра атома — +40; протонов — 40; электронов — 40; нейтронов 91 — 40 = 51. N = 2n2, n = 3, N = 18. 7 электронов 1s22s22p6 I, Cl, F F — Неметаллический элемент; принимает один электрон на внешний энергетический уровень. Металлическая связь — Fe, ковалентная неполярная связь — F2; ковалентная полярная связь — H2S, ионная связь — NaCl. |